Введение

Актуальность исследования: Система ценностей является динамичной системой, формирующейся в процессе всего периода воспитания и социализации, играющей ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющей решать, что для человека значимо и важно в жизни. Важность изучения ценностных ориентаций очень велика, так как они являются ориентирами дальнейшей жизни людей. Именно, с помощью иерархии ценностей, которые определяется самой личностью, выстраиваются определенные цели, имеющие для нее жизненно важное значение и определенные способы их достижения.

Эпоха глобальных изменений в обществе неразрывно связана с изменениями в психике каждой конкретной личности. Особенности целеполагания в деятельности личности, расчет стратегии поведения в будущем – это те проблемы, с которыми сталкивается каждый человек, вступающий во взрослую жизнь. Личностные и общественные ценности человека управляют его потребностями, которые влияют на формирование целей, которые в свою очередь формируют отношения к окружающей действительности, проявляющиеся в суждениях, которые мотивируют действия.

Исследованием ценностей и ценностных ориентаций занимались: В.В. Столин – обращаясь к смыслообразующим структурам более высокого иерархического ранга – личностным ценностям, включает эмоционально-ценностное отношение в план самосознания личности. Д.А. Леонтьев – «признавая рядоположенность потребностей и личностных ценностей и их сходство (мотивообразующее и смещающее влияние, трансситуативность и устойчивость), следует проводить между ними различия». О.М. Бакурадзе – «суждение ценности имеет телеологический характер, т.е. указывает на состояние, определенное целью. Ценность не то, что есть, а то, что должно быть». А.Я. Разина, понимает под ценностью «самостоятельный по отношению к отдельному субъекту инвариант оценочного опыта, объективированный в искусственных формах специфической предметности». Э.А. Арутюнян утверждал, что процесс трансформации социальных ценностей в личностные осуществляется через момент практической включенности субъекта в социальные отношения, в специфическую «микросреду» – социальную группу, являющуюся «ретранслятором» ценностей общества. Согласно М. Рокич, ценность есть устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально или социально предпочтительный перед, или наряду с каким-либо иным способом поведения или существования в аналогичной ситуации. Ольшанский В.Б. под ценностными ориентациями понимаются цели, стремления, желания, жизненные идеалы, система определенных норм. Согласно Т. Парсонсу значение «мотивационных ориентаций» состоит в том, что они непосредственно связывают ситуацию с деятелем. Механизм действия ценностных ориентаций опосредован всем социально-культурным опытом индивида. Ценностные ориентации обращены на выполнение норм, стандартов, на критерии отбора.

Целью данного исследования было изучение специфики ценностных ориентаций неженатых мужчин.

Объект исследования – ценностно- мотивационная сфера личности.

Предмет исследования – ценностные ориентации неженатых мужчин.

Гипотеза: ценностные ориентации женатых и неженатых мужчин имеют различную выраженность и иерархическую представленность в ценностно-мотивационной сфере.

Задачи:

- Теоретический анализ понятий «ценности», «ценностные ориентации», структуры и динамики ценностных ориентаций, и мотивационно-потребностной сферы личности;

- Исследование ценностных ориентаций и смысло-жизненных ориентаций мужчин;

- Интерпретация и анализ полученных результатов.

Методы исследования: тестирование с использованием психодиагностических методик – «Тест смысло-жизненных ориентаций» Леонтьев Д.А., «Ценностные ориентации» Рокич М., «Опросник терминальных ценностей» Сенин И.С.

Методологической основой явилась концепция изучения ценностей М. Рокича. Согласно этой концепции категория ценности является важнейшей в контексте социальных наук, поскольку феномен ценности оказывает непосредственное влияние на поведение и установки индивидов, как членов общества.

Выборку исследования составили 30 мужчин в возрасте от 30-35 лет, разделенные на две равных группы по 15 человек: 1группа – мужчины никогда не состоявшие в браке, 2 группа – мужчины, состоявшие в браке не менее пяти лет.

Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы родителями и учителями с целью коррекции формирования ценностных ориентаций у мальчиков, так и в практике психологов в семейных и индивидуальных консультациях.


Сексуальное и репродуктивное здоровье
Всё, что способствует физическому здоровью, улучшает сексуальную функцию, всё, что плохо для тела, плохо для секса. Первый положительный фактор – движение, оно повышает общий мышечный тонус организма, улучшает кровообращение и способствует бодрости духа. Если наблюдается ослабление сексуальной функции, отсутствие желания и прочее – след ...

Характер и особенности развития детей в дошкольный период
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, суще ...

Общая характеристика подросткового возраста и подросткового кризиса
Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде. Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста – это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, о ...