Концепция личности В.Н. Мясищева (1892-1973)

Материалы » Теория личности » Концепция личности В.Н. Мясищева (1892-1973)

Анализируя взгляды В.Н. Мясищева на личность, следует отметить два положения, значимых для теоретического осмысления проблемы личности.

Первое из них то, что он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. «Структурная характеристика освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций». Это принципиальное положение, по-видимому, и определило специфику его взглядов на структуру личности, где нет отдельных составляющих, но есть – отношения, замыкающие на себя все другие психологические характеристики личности. Именно отношение по мысли В.Н. Мясищева является интегратором этих свойств, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последователь- ность поведения личности. Что касается направленности, то она по мнению В.Н. Мясищева «выражает доминирующее отношение, или его интеграл». Эмоциональность представлена одним из компонентов в структуре отношения.

Второе положение – понятие «отношение».

Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действитель- ности. По мысли В.Н. Мясищева, отношение – это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом.

В.Н.Мясищев выделяет в отношении «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познавательную) и «конактивную» (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми.

Эмоциональный компонент способствует формирова- нию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе.

Познавательный (оценочный) компонент способству- ет восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя.

Поведенческий (конативный) компонент способст- вует осуществлению выбора стратегии и тактики поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе.

Личность – это система ее отношений, а процесс развития личности обусловливается ходом развития ее отношений. В.Н. Мясищев указывает, что первоначальный период возрастающей избирательности поведения человека характеризуется «предотношением», в котором отсутствует элемент сознательности. Нечто, что человек не осознает, побуждает его к деятельности (неосознаваемая мотивация поведения).

В дальнейшем, у 2-3 летнего ребенка развивается выраженная избирательность отношения – к родителям, воспитателям, сверстникам.

В школьном возрасте увеличивается число отношений, возникают внесемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном управлении своим поведением.

В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.

Отношения и установки В.Н. Мясищев рассматривает в качестве интегральных психических образований, которые возникают в процессе индивидуального опыта. Установка бессознательна и потому она безлична, а отношение сознательно, хотя, как подчеркивает В.Н. Мясищев, мотивы или источники их могут не осознаваться. Другое отличие отношения от установки заключается в том, что отношение характеризуется избирательностью, а установка – готовностью. Отношение представляет самостоятельный класс психологических понятий.


Особенности развития волевых качеств старших дошкольников
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодоле ...

Эмансипация
Определённо изменилась интимная жизнь супругов и в связи с эмансипацией женщин. В браке на первый план выдвинулась психологическая близость супругов, повысилось значение удовлетворённости браком. Современные женщины стремятся достичь в браке сексуальной удовлетворённости, тогда как в прошлом такая цель ими не ставилась. Более активная в ...

Проективная сказка в психодиагностике семейных проблем
Успешность коррекционной работы с семьей во многом зависит от того, насколько психологу удалось понять суть семейных проблем. Основными методами диагностики при этом являются методы беседы и метод включенного наблюдения. Однако функционирование психологических защит человека приводит к тому, что далеко не обо всех своих проблемах он гот ...