Основные положения теории личности
Страница 2

Материалы » Теория личности » Основные положения теории личности

Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя). Она также подразумевает повышение напряжения. Вместо того чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, и в котором его личностей потенциал приводится к реализации. Эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни – она присуща не только человеку, но и всему живому. Это - сущность жизни.

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с точки зрения того, насколько он служит тенденции актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс. Это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие личности и развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Организмический оценочный процесс позволяет людям оценивать переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции актуализации или препятствуют ей.

Тенденция самоактуализации – это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и участвуя в ней.

Самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным.

Фундаментальной предпосылкой теоретических представлений Роджерса является предположение, что в своем самоопределении люди опираются на собственный опыт. В основной теоретической работе «Теория терапии, личности и межличностных отношений», Роджерс определяет ряд понятий, на которых основывает теорию личности, методы терапии, представления об изменениях личности и межличностных отношениях.

Поле опыта.

Каждый человек имеет уникальное поле опыта или «феноменальное поле», которое содержит «все, происходящее в любой данный момент внутри оболочки организма и потенциально может осознано».Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек может быть, не сознает. Но мог бы осознавать, если бы сосредоточился на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой объективной реальности.

Самость.

В поле опыта находится самость. Не будучи ни устойчивой, ни неизменной, она кажется такой, если рассматривать ее в каждый данный момент. Самость- это организованный связанный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.

Самость – это не «стоп - кадр», останавливающий процесс, а сам лежащий за всеми такими стоп-кадрами подвижный процесс. Другие теоретики используют термин «самость» для обозначения того аспекта личной самотождественности , которой неизменен, устойчив, даже вечен, Роджерс же – применительно к самому процессу распознавания. Этот акцент на изменении и текучести лежит в основе его теоретических представлений и веры способность человека к росту, изменению и развитию. Самость или представление человека о себе основывается на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.

Страницы: 1 2 3


Экспериментальная работа по изучению влияния психологического климата в семье на психическое развитие ребенка. Условия протекания эксперимента, характеристика используемых методик
В данной проблеме мы выдвигаем ряд аргументов в защиту высказанной гипотезы, что существует зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка. Но без экспериментально-практического подтверждения гипотеза так и будет оставаться только гипотезой. Следовательно, для достижения ...

Контроль за выводом как завершающий этап экспериментальной психологической гипотезы
После этапов планирования и проведения психологического исследования, получения и обсуждения результатов необходимо сделать выводы, или обобщения. Возможности обобщений существенно зависят от реализованного метода исследования (наблюдение, корреляционное исследование, эксперимент или квазиэксперимент). Так, причинные объяснения установл ...

Кризисные явления в психике личности в процессе ее социализации
Социализация личности - процесс сложный и противоречивый, в нем приходится постоянно преодолевать многочисленные препятствия и кризисы. В целом человек на протяжении жизни переживает восемь глобальных психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста (причем шесть из них приходятся на период жизни до 20-25 лет). Суть кризиса ...