Основные положения теории личности
Страница 1

Материалы » Теория личности » Основные положения теории личности

Теоретические обобщения Роджерса возникли, прежде всего, из его собственного клинического опыта. Он полагал, что сохранял объективность, избегая отождествлений с какой- либо частной школой или традицией. «Я никогда на самом деле не принадлежал ни к какой профессиональной группе. Я учился в близком общении с психологами, психоаналитиками, социальными работниками, учителями, религиозными деятелями, но никогда не считал себя в общем смысле принадлежащим к какой либо из этих групп. Позже Роджерс обнаружил параллели своей работе в восточных учениях, особенно в дзен буддизме и у Лао Цзы. И хотя безусловно Роджерс испытывал влияние последних, сам он является без сомнения порождением американской национальной почвы.

В результате клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна и реалистична. Человек – это активное существо, ориентированное на определенные цели и способное вести себя к ним, а не создание, раздираемое силами, находящимися вне его контроля.

Резко расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс постулировал естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей.

Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение человека вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность». Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом. В поведении человека, как считал Роджерс, ничего нельзя объяснить, постулируя специфические мотивы, такие как голод, половое влечение, безопасность. Так, например, голод традиционная психология рассматривала как отдельное влечение или мотив, вещь в себе. В системе взглядов Роджерса голод является только одним из специфических выражений господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, а именно – он необходим, чтобы «сохранить» человека, если вы в это не верите, прекратите есть. Меньше чем через неделю вы в это поверите или умрете. Если рассматривать половое влечение как мотив – оно служит для «интенсифицирования» человека. Или потребность достижения – желание отличиться, выполнить трудную задачу. С точки зрения Роджерса, данную потребность можно трактовать как одно из выражений тенденции актуализации. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала.

Роджерс полагал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения. Тенденция актуализации представляет собой «один центральный источник энергии в организме человека». Во-первых, она берет начало в физиологических процессах организма (то есть это биологический факт, а не психологическая тенденция). На организменном уровне тенденция актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. А мотивационная сила, с которой тенденция актуализации действует на психические процессы, относящиеся к самости, имеет еще большее значение. Тенденция актуализации является основным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.

Страницы: 1 2 3