Карл Роджерс. Феноменологическая теория личности. Биографические сведения

Материалы » Теория личности » Карл Роджерс. Феноменологическая теория личности. Биографические сведения

Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) родился в предместье Чикаго, штат Иллинойс, в 1902 году. Провел детские годы в сельской местности, в религиозной семье. В школе Роджерс хорошо учился и очень интересовался науками. «Я считал себя Недолгое время он преподавал В Американском интернациональном университете в Сан-Диего, но оставил его из-за несогласия с президентом относительно прав студентов.одиночкой, не таким как другие; у меня было мало надежды найти себе место в мире людей. Я был социально неполноценен, способен лишь на самые поверхностные контакты.» После школы намеревался стать фермером.

В 1919 г. поступил в Висконсинский университет, в качестве предмета изучения выбрал научное земледелие; начиная со второго курса, увлекся религиозной деятельностью и готовился стать пастырем. В 1922 г. в числе десяти американских студентов был избран для поездки на конференцию Всемирной студенческой христианской федерации в Пекине. Жизнь на Востоке коренным образом изменила взгляды Роджерса, что заставило его даже усомниться в христианской вере.

Он возвратился в Висконсин и получил степень бакалавра по истории в 1924 г. Прошел только один (заочный) курс по психологии. После окончания университета и женитьбы переехал в Нью-Йорк. Учился в либеральной Объединенной теологической семинарии, в конце второго года учебы, окончательно разочаровавшись в религиозной деятельности, сменил семинарию на Учительский колледж Колумбийского университета, чтобы получить образование в области клинической и педагогической психологии. Получил степень магистра в 1928 г. и степень доктора по клинической психологии в 1931 г. С 1931 г. занял должность психолога в Отделении исследования детей Общества по предотвращению жестокости к детям в Рочестере, Нью-Йорк.

В течение следующего десятилетия занимался с деликвентными и неблагополучными детьми. Организовал и возглавил Рочестерский центр направляющей помощи. В 1940 г. вернулся в Колумбийский университет, чтобы начать новую карьеру; получил в этот период широкое признание в сфере клинической психологии. В 1945 г. перешел в Чикагский университет, на должность профессора психологии и директора университетского консультативного центра. Наиболее плодотворный период его деятельности в 1945-1957 годах.

В 1957 году Роджерс вернулся в Висконсинский университет, где вел работу в отделениях психологии и психиатрии. В 1963 году Роджерс оставил должность профессора и стал сотрудником Западного института бихевиоральных наук в Ла-Джолле, штат Калифорния – благотворительной организации, занимающейся гуманистически ориентированными исследованиями по межличностным отношениям. В 1968 году перешел в центр изучения человека – свободного объединения представителей терапевтических профессий. В последние двенадцать лет деятельности Роджерса в Калифорнии, где он мог свободно экспериментировать, реализуя свои идеи без помех со стороны социальных институтов и академических кругов, развернулась его работа с группами.

Позже Роджерс занялся изучением современных тенденций в области брака. Недолгое время он преподавал в Американском интернациональном университете в Сан-Диего, но оставил его из-за несогласия с президентом относительно прав студентов и до самой своей кончины в 1987(скончался от сердечного приступа во время операции по поводу перелома бедра) году полностью был занят в Центре изучения личности. Он писал, читал лекции, работал в своем саду. У него хватало времени поговорить с молодыми коллегами и побыть с женой, детьми и внуками. По итогам деятельности Карла Роджерса можно сказать, что со времен Фрейда никто не имел большего влияния на практику психологического консультирования и психотерапии, чем Роджерс.

Основные работы: «Клиническое лечение проблемного ребенка»(1939), «Консультирование и психотерапия»(1942), «Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория»(1951), «Психотерапия и изменение личности» в соавторстве с Р.Даймондом(R.Dymond)(1954), «Становление личности: взгляд психотерапевта»(1961), «От человека к человеку: проблема человеческого бытия» в соавторстве с Б.Стивенсом(R.Stevens)(1967), «Свобода учиться: чем может стать образование»(1969), «Карл Роджерс о группах встреч»(1970), «Партнерство: брак и его альтернативы»(1972), «Карл Роджерс о человеческих возможностях»(1977), «Способ бытия»(1980), «Свобода учиться: 80-е годы»(1983).


Научение через моделирование
Научение было бы довольно утомительным, неэффективным и потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших собственных действий. Предположим, автомобилист должен был бы полагаться только на непосредственные последствия (например, столкновение с другим автомобилем, наезд на ребенка) для того, чтобы научиться не ехат ...

Проблемы межличностного восприятия в управленческом общении
Проблема надежности восприятия невозможна без учета ряда эффектов в процессе действия механизма стереотипизации. Наиболее типичными из них являются: хало-эффект, то есть грубое обобщение, оценка в черно-белых красках; эффект снисхождения, то есть слишком положительная оценка наблюдаемых событий, поступков; эффект центральной тенденции, ...

Система регуляции поведения личности в период воздействия внутренних и внешних факторов
Поведение подчиненного в тех или иных ситуациях складывается на основе опыта всей предшествующей жизни. Отношение человека к тем или иным людям, явлениям, ситуациям, процессам приводит к возникновению соответствующего поведения. В целом характер нашего поведения подвержен постоянному воздействию различных внутренних и внешних факторов. ...