Утопическое общество - эупсихея

Материалы » Теория личности » Утопическое общество - эупсихея

Маслоу полагал, что человек может сделать выбор из двух стилей жизни дефицитарного или бытийного. Дефицитарная (Д-жизнь) – это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит или требования окружения, характеризуется рутиной и однообразием, стремлением заниматься вещами несложными, но приятными. Такой стиль жизни имеют большинство людей в современном обществе: с 9 утра до 6 вечера работают на фабрике или в офисе, вечером приходят домой, ужинают, укладывают детей спать и весь вечер сидят перед телевизором. Маслоу сказал бы, что люди, которые живут так, скучны, пусты и живы только наполовину. Ничто не вдохновляет их, счастье для них состоит только в том, что они испытывают ощущение безопасности и удовлетворения. Совершенно другой является бытийная или мета-жизнь (Б-жизнь) – это усилие или рывок, когда человек использует все свои возможности и способности в полную силу, оказывается более собранным, непосредственным, творческим и открытым для переживаний. Такие моменты редки в жизни среднего человека, но это наиболее счастливые и волнующие эпизоды человеческого существования, эпизоды величайшей зрелости, индивидуальности и наполненности. Маслоу считал, что общество, в котором живет человек, может как способствовать, так и препятствовать его стремлению к метажизни. К сожалению, общество, в котором живем мы, по мнению Маслоу, только подавляет человека, а не способствует удовлетворению его высших потребностей, его стремления к самосовершенствоанию и самоактуализации. Маслоу мечтал об утопическом обществе, которое могла бы основать на пустынном острове тысяча здоровых семей, приехавших туда с целью самим определить свою судьбу. Он назвал это утопическое сообщество Эупсихея. Оно должно быть организовано на идеях анархизма, т.е. правительство не должно ограничивать свободу индивида, людям позволяли бы самим делать какой угодно выбор. В Эупсихеи был бы полный синергизм, или работа вместе. Общество ценило бы простоту и бескорыстие, с уважением относилось к потребностям и метапотребностям своих членов. Жители Эупсихеи были бы честны, добры, бескорыстны и великодушны друг к другу.

Гуманистически ориентированные труды Маслоу нашли поддержку и понимание со стороны многих психологов в1960-е годы. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества и самореализации оказался оптимистической альтернативой тому, что они рассматривали как механистические и дегуманизированные модели поведения человека. Хотя с тех пор популярность гуманистического направления несколько снизилась, его влияние на основные тенденции развития психологии и теории личности все еще очевидно. В большой степени подверглись влиянию идей Маслоу такие области, как консультирование, социальная работа, образование, медицина, управление в бизнесе и маркетинг.


Экспериментальная часть. Методы и методики исследования
В процессе изучения литературы по теме: «Социально-психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников», было выстроено экспериментальное исследование, в ходе которого были использованы следующие методы: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Литературные источники служат основани ...

Управление конфликтными ситуациями
Способы управления конфликтами ("сетка Томаса"). На ранних этапах изучения конфликтов широко использовался термин "разрешение конфликтов", который предполагал, что конфликт можно и необходимо разрешать. Наиболее удачную модель управления конфликтами предложил К. Томас. Он применил двухмерную модель: по вертикали выра ...

Методология и методы социально-психологического исследования
Любое исследование, поясняет в своем учебнике А.Л.Журавлев, начинается с составления исследовательской программы. От ее научной обоснованности в значительной степени зависят эффективность исследования, значимость его теоретических и практических результатов. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу психологических ...