Гуманистическое направление в теории личности

Материалы » Теория личности » Гуманистическое направление в теории личности

Гуманистическая психология – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Гуманистическая психология не представляет собой единой школы, но различные ее течения опираются на ряд общих положений: жизнь это то, что мы делаем из нее сами, каждому из нас брошен вызов, все мы стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире, люди – мыслящие существа, решающие и свободно выбирающие свои действия. Как видно из этих высказываний, гуманистическая психология в своей методологии опирается на экзистенциальную философию. Особенно большое значение в психологии придается экзистенциальной концепции становления. Согласно этой концепции, человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Человек как свободное существо ответственен за реализацию как можно большего числа возможностей. Он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, стремление к росту, к самоактуализации является важнейшим качеством личности.

Гуманистическая психология как новое направление возникло в 60-х годах прошлого столетия, явившись альтернативой двум важнейшим течениям, господствовавшим в психологии того времени – психоанализу и бихевиоризму. Название новому направлению было дано группой психологов под руководством Абрахама Маслоу. И именно Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности, его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, раскрывает основные положения, характерные для гуманистического направления.


Школа психоанализа.
Вследствие нетерпимости З. Фрейда, основателя теории психоанализа, к инакомыслию и иным трактовкам структуры личности, большая часть его учеников и последователей (Адлер, Юнг, Хорни, Фромм, Ранк и другие) разорвали отношения с Фрейдом и основали собственные теории и подходы к пониманию личности на основе психоанализа. В связи с этим, не ...

Сравнительный анализ особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа и воспитывающихся в семье
Таблица 15. Результаты исследования особенностей социального интеллекта (способность к познанию поведения) у младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждения интернатного типа Уровни группа Уровень выраженности способности к познанию поведения низкий ниже среднего средний выше среднего высокий ...

Насилие в алкогольной семье и особенности алкогольных семьей.
Статистические данные свидетельствуют, что одна из каждых пяти американских семей испытывает семейное насилие. Почти один миллион родителей физически насилует своих несовершеннолетних детей /5/. От 2-х до 6-ти миллионов детей ежегодно отвергаются близкими либо испытывают в семье побои /5/. Никто достоверно не знает, как много в США изб ...