Словарик по теме

Материалы » Теория личности » Словарик по теме

Вывод об индивидуальности

– предположение, что различия между людьми коренятся в интерпретации ими событий с разных точек зрения.

Вывод об общности

– предположение, что люди похожи друг на друга в том, как они интерпретируют жизненный опыт.

Вывод об опыте

– предположение о том, что конструктивная система человека изменяется вследствие своей непригодности для правильного прогноза последовательности событий; те конструкты, которые окажутся полезными, остаются, а те, что бесполезны, нужно пересмотреть или отбросить.

Вывод об организации

– предположение, что конструкты человека организованы иерархически таким образом, чтобы минимизироать несовместимость и несоответствие.

Вывод о выборе

– предположение, что, оказавшись перед выбором, люди выберут альтернативу, которая скорее всего либо расширит их понимание реальности, либо уточнит существующую конструктную систему.

Вывод о модуляции

– предположение, что конструктная система человека изменяется в той мере, в какой он способен интерпретировать новые события или пересматривать старые.

Вывод о содружестве

– предположение, что гармоничные межличностные взаимоотношения зависят от того, насколько люди понимают конструктные системы друг друга.

Диапазон применимости

– диапазон событий, в котором отдельный конструкт может быть релевантен или применим.

Когнитивная теория

– теория личности, которая придает особое значение когнитивным процессам (мышление, осознание, суждение) в понимании поведения человека.

Когнитивная сложность-простота

– предел сложности или простоты системы личностных конструктов человека. Обычно относится к числу конструктов, предъявляемых лицом в Реп-тесте.

Констелляторный конструкт.

Тип конструкта, который позволяет его элементам принадлежать одновременно другим сферам; однако, если элементы идентифицированы другим образом, они закреплены. Стереотипный тип мышления иллюстрирует этот тип конструкта.

Конструкт.

См. личностный конструкт.

Конструктивный альтернативизм

. Философское положение Келли о том, что люди способны к пересмотру или изменению своей интерпретации событий. Подразумевает также, что на объективную реальность можно посмотреть с разных точек зрения.

Личностный конструкт

– категория мышления, посредством которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненый опыт. По крайней мере три элемента необходимы для формирования конструкта – два из них должны восприниматься как схожие, а третий элемент должен восприниматься как отличный от этих двух.

Подчиненный конструкт

– личностный конструкт, который включается в категорию более общего конструкта.

Подчиняющий конструкт

– личностный конструкт, который контролирует и включает в себя много разных конструктов.

Предполагающий конструкт

– тип конструкта, который позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативные взгляды на мир.

Прогностическая эффективность

– диапазон, в котором конструкт пригоден для осуществления человеком правильного прогнозирования какого-то события в своем окружении.

Проницаемость-непроницаемость

– величина, относящаяся к вопросу о том, будут или не будут признаны новые элементы в пределах конструкта. Проницаемый конструкт принимает новую информацию в свой контекст; непроницаемый – нет.

Репертуарный тест ролевого конструкта

– тест, разработанный Келли для оценки системы личностных конструктов индивида; также известен как Реп-тест.

Упредительный конструкт

– тип конструкта, который стандартизирует («упреждает») свои элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне; например, использование этнических ярлыков.

Цикл ориентировка – выбор – исполнение.

Процесс, в котором человек рассматривает несколько конструктов, прежде чем решить, как интерпретировать непривычное или неясное событие.


Тест «Оценка уровня конфликтности личности»
Этот тест выявляет уровень развития конфликтности личности, Уровни развития конфликтности 14 17 Очень низкий уровень 18 20 Низкий 21 23 Ниже среднего 24 26 Чуть ниже средний 27 29 Средний 30 32 Выше среднего 33 35 Выше среднего 36 38 Высокий 39 ...

Ценностные ориентации подросткового возраста
Ценностная ориентация - это направленность личности на определенные ценности (материальные и духовные блага, качества человека и т. Д.), предпочтительное отношение к тем или иным из них. Большинство современных психологов признают классификацию ценностей по М. Рокичу. Выделяют два класса ценностей: 1. Терминальные ценности - убеждения ...

Конфликтность личности
Конфликтность личности[1] — готовность личности к конфликтам, степень ее вовлеченности в развитие конфликтов. Это интегральное свойство личности, которое отражает частоту ее вступления в межличностные конфликты. Конфликтность личности может быть внутренней (зависит от личного отношения человека к окружающему миру), либо внешней (кото ...