Современные подходы в бихевиоральной терапии

Материалы » Теория личности » Современные подходы в бихевиоральной терапии

Прикладной бихевиоральный анализ. Этот подход теоретически согласуется с радикальным бихевиоризмом Скиннера (1953) и основывается на принципах и процедурах оперантного обусловливания. Явное поведение считается единственно допустимым объектом исследования. Хотя Скиннер и говорил, что личностные переживания тоже должны быть включены в анализ поведения, роль личностного фактора в его теории всегда тщательно ограничивалась. По его мнению, такие субъективные процессы, как мышление и воображение, никогда не могут быть причиной поведения. В своём крайнем проявлении подход оперантного обусловливания предполагает, что, не считая, генетических факторов, человеческое поведение определяется исключительно внешними причинами.

Другой существенной чертой оперантного подхода является подчёркивание важности изучения каждого индивидуального организма. Скиннер отрицал статистические сравнения между группами и утверждал, что средние показатели неадекватно отражают подлинное поведение конкретных людей.

Помимо теоретических взглядов на поведение и на методы его исследования, оперантный подход выработал множество принципов научения. При этом подходе предполагается, что поведение определяется последствиями, исходящими из внешнего мира, и что поведение усиливается положительным и отрицательным подкреплением и ослабляется наказанием.

Методы оперантного обусловливания оказались наиболее полезными для изменения поведения маленьких и умственно отсталых детей, а также умственно отсталых взрослых и людей с хроническими психическими нарушениями.

Необихевиористский подход «Стимул – Реакция».

Этот подход берёт начало в исследовательских работах Вольпа и Айзенка и использует теории научения Павлова, Газри, Халла, Маурера и Миллера к решению клинических проблем. В отличие от прикладного бихевиорального анализа, где изучается только непосредственно наблюдаемое поведение, необихевиористы оперируют также и опосредованными, неконкретными терминами для объяснения и изменения человеческого поведения.

Например, тревога – это гипотетическая конструкция, не поддающаяся непосредственному наблюдению. Однако, делается попытка связать это отвлечённое понятие с предшествующими и последующими событиями во внешнем мире, которое можно измерить непосредственно. в основе этого метода лежат принципы и процедуры классического обусловливания.

Когнитивные процессы, выступающие в качестве промежуточных посредников между стимулом и реакцией, последовательно отвергаются.

Но результаты экспериментальных исследований и психологических теорий за последние 20 лет обнаружили ограниченность моделей обусловливания в применении к сложному человеческому поведению. Сейчас многие бихевиоральные терапевты, особенно социального направления, используют более широкий спектр принципов и процедур.


Выводы и анализ полученных результатов диагностики.
В результате проведения диагностики были получены результаты. Результаты первого тестирования двух групп 1 -ого курса по тесту-опроснику Айзенка представлены в диаграмме 1. Число учащихся в диаграммах выражено в процентах. Тип темперамента Диаграмма 1 - Результаты тестирования по тесту-опроснику Айзенка. Результаты второго тестиров ...

Основы постижения внутреннего мира собеседника
Скорость прочтения "внутреннего мира" другого человека и качество этого прочтения у разных людей неодинаковы. Эти характеристики могут быть значительно усилены при наличии соответствующих знаний и достаточного жизненного опыта. Основные условия результативного прочтения внутреннего мира собеседника. 1) Стараться избежать шаб ...

Методики исследования психологического климата в школьном коллективе
1. Определение психологического климата класса. Как уже упоминалось, психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер взаимного сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет “психологической атмосферы” - также группового эмоцион ...