Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги
Страница 1

Материалы » Теория личности » Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Они представлены в таблице с соответствующими стилями поведения.

Избыточная потребность

Проявления в поведении

1.

В любви, привязанности и одобрении

ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других

неразборчивая потребность угождать и нравиться другим и получать одобрение

непроизвольное стремление оправдывать ожидания других

перенесение центра тяжести на других, а не на собственную личность, принимая во внимание только их желания и мнения

боязнь самоутверждения

боязнь враждебности со стороны других

повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отвержению или недружелюбию

2.

В руководящем партнере

перенесение центра тяжести на «партнера», который должен осуществить все жизненные ожидания невротика и нести ответственность за все происходящее, как хорошее, так и плохое, причем успешное манипулирование «партнером» становится доминирующей задачей

чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве

переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все

3.

В четких ограничениях

предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок

настоятельная потребность быть нетребовательным, довольствоваться малым и ограничить свои честолюбивые стремления и желания материальных благ

потребность оставаться неприметным и занимать вторые места

умаление своих способностей и потенциальных возможностей, принимая скромность за высшую добродетель

стремление скорее сохранить, нежели потратить

боязнь высказывать любые требования, подчинение другим

боязнь иметь или отстаивать появляющиеся желания

4.

Во власти

доминирование и контроль над другими как самоцель

преданность делу, долгу

неуважение других людей (их индивидуальности, достоинства, чувств), стремление подчинить их себе

неразборчивое преклонение перед всякой силой и презрительное отношение к слабости

боязнь неконтролируемых ситуаций

боязнь беспомощности

5.

В эксплуатировании других

оценка других людей в основном с точки зрения их полезности или возможности эксплуатации

различные сферы эксплуатации – деньги, идеи, сексуальность, чувства

гордость своим умением эксплуатировать других

боязнь быть самому используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их

6.

В общественном признании или престиже

оценка всех и всего (людей, предметов, денег, собственных качеств, поступков и чувств) только в соответствии с их престижностью

желание быть объектом восхищения со стороны других

представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса, характера публичного признания

боязнь потери привилегированного положения в обществе либо из-за внешних обстоятельств, либо вследствие внутренних факторов

7.

В восхищении собой

стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений

раздутое представление о себе (нарциссизм)

потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих

самооценка, целиком зависящая от соответствия идеальному образу и от восхищения этим образом другими людьми

боязнь утратить восхищение и испытать «унижение»

8.

В честолюбии

сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия

потребность превосходить других людей не посредством того, что ты собой представляешь или каков ты есть на самом деле, а посредством своей деятельности

прямая зависимость самооценки от того, является ли невротик лучшим или нет

стремление быть лучшим спортсменом, любовником, писателем, рабочим – особенно в собственных глазах, однако признание со стороны других также имеет важное значение, и его отсутствие вызывает обиду

непрестанное подталкивание себя к еще большим достижениям, несмотря на всепроникающую тревожность

страх неудачи

9.

В самодоста точности и независимости

настоятельная потребность никогда ни в ком не нуждаться, или же не поддаваться никакому влиянию, или не быть абсолютно ничем связанным, любая близость влечет за собой опасность какого-либо вида порабощения

избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств

дистанцирование от всех и вся является единственным источником безопасности

боязнь потребности в других людях, в каких-либо связях, близости, любви

10.

В безупречности и неуязвимости

погоня за совершенством

попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях

поддержание впечатления совершенства и добродетели

навязчивые раздумья и самообвинения в связи с возможными недостатками

чувство превосходства над другими людьми на основе собственного совершенства

боязнь обнаружить в самом себе недостатки или совершить ошибки

боязнь критики или упреков

Страницы: 1 2


Теоретические аспекты волевой сферы. Воля как психический феномен
Воля – форма психического отражения, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий. Понятие "воля" рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических проце ...

Управление конфликтными ситуациями
Способы управления конфликтами ("сетка Томаса"). На ранних этапах изучения конфликтов широко использовался термин "разрешение конфликтов", который предполагал, что конфликт можно и необходимо разрешать. Наиболее удачную модель управления конфликтами предложил К. Томас. Он применил двухмерную модель: по вертикали выра ...

Анализ результатов изучения психологического климата и характера взаимоотношений в семье
Для проведения экспериментальной части нашей работы были созданы все условия как со стороны родителей, участвовавших в исследовании, так и со стороны педагогов ДОУ. Во время посещения семей, и во время беседы с родителями, нами были проявлены тактичность и внимательность. Были заранее продуманы: цель и план беседы, вопросы для общения. ...