Взгляды Фромма на личность
Как представитель гуманистического направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих потребностей. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.
Фромм, будучи последователем Фрейда, тем не менее не замыкался в рамках фрейдовской психоаналитической концепции. Его взгляды на функционирование личности в современном обществе гораздо более всеобъемлющи. Стремясь расширить горизонты психоаналитической теории, Фромм подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная с конца Средневековья (конец XV века) по наше время. На основании своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободою и безопасностью
стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно Фромму, от экономических и политических систем общества.
Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины
Тема 1. Бизнес как социокультурный институт
В начале изучения темы следует обратиться к истории появления и развития бизнеса в России. Затем подойти к определению самого понятия бизнес.
Давая определение понятию бизнес с целью избежать его смешения с близкими понятиями, выделим основные отличия бизнеса от сходных видов деятельности.
...
Анализ
результатов, полученных после проведения методики «Самооценка силы воли».
Результаты тестирования представлены в таблице 3
№
Испытуемый
Баллы
Ср. значения мальчиков
Ср. значения девочек
1
Александр А.
22
23
15.9
2
Иван П.
24
3
Ирина М.
21
4
Анна С.
13
5
Арина И.
10
6
Андрей К.
21
7
Иван М.
19
8
Софья А. ...
Простые аналогии
В большинстве предложенных пар испытуемый довольно легко и быстро нашел различия и сходства. Однако в некоторых парах он никак не мог определить, чем схожи предметы - это в большей степени касается более сложных ("маленькая девочка - большая кукла") и более абстрактных ("обман - ошибка") понятий. За указанием на обще ...