VIII стадия. Поздняя зрелость (Зрелость)

Материалы » Теория личности » VIII стадия. Поздняя зрелость (Зрелость)

Последняя восьмая стадия завершает жизнь человека; этот период знаменует начало старости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Ощущение цельности, осмысленности

жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Только в том, кто заботится о делах и людях, адаптировался к победам и поражениям, вызревает плод целостности (эго-интеграции)

, он включает такие понятия, как честность, цельность, полнота.

Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и чувство «мудрости прожитых лет». «Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти». Нет страха, есть удовлетворение.

Кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, кто осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть, того охватывает отчаяниепри мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и попытаться достичь личностной целостности иным путем. Отсутствие личностной интеграции ведет к страху смерти. Это состояние можно передать словами поэта В. С. Высоцкого: «Вам вечным холодом и льдом сковало кровь от страха жить и от предчувствия кончины».

Сравнив эту стадию с самой первой, видим, как замыкается круг ценностей: целостность (integrity) взрослого и младенческое доверие, уверенность в честности (integrity) Эриксон обозначает одним и тем же словом. Он утверждает, что здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.

Завершить изложение концепции Э. Эриксона можно словами его любимого философа Кьеркегора: «Жизнь может быть понята в обратном порядке, но прожить ее надо с начала».


Причины агрессии, ее виды и механизм действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный «инстинкт агрессивности». Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс. Ч ...

Эмпирические методы исследования детской психики: естественный и формирующий эксперимент в детской психологии
Эксперимент (от лат. "проба, опыт") - ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий. В отл ...

Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины
Тема 1. Бизнес как социокультурный институт В начале изучения темы следует обратиться к истории появления и развития бизнеса в России. Затем подойти к определению самого понятия бизнес. Давая определение понятию бизнес с целью избежать его смешения с близкими понятиями, выделим основные отличия бизнеса от сходных видов деятельности. ...