V стадия. Юность (Подростковый возраст и ранняя юность)
Страница 1

Материалы » Теория личности » V стадия. Юность (Подростковый возраст и ранняя юность)

Юность, на которую приходится пятая стадия развития по Эриксону, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека; является продолжением латентной стадии по Фрейду. Она характеризуется самым глубоким жизненным кризисом – кризисом идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия идентичности».

Детство подходит к концу. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 – 13 до примерно 19 – 20 лет), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Три линии развития приводят к кризису: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества.

Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности

, на отрицательном полюсе – в виде ролевого смешения

. Задача, с которой сталкивается юный человек, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени сведения о себе (сын, спортсмен, друг, брат, студент и т.д.) и интегрировать эти многочисленные образы (роли) в единое неконфликтное целое. Все роли он должен осмыслить, связать с прошлым и спроецировать в будущее. Если подросток справится, у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». Второе: значимые люди тоже должны видеть его «тождественность и целостность». Третье: молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренне и внешнее согласуется между собой. Тогда сформируется социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, целостность личности.

Согласно Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако, стоит помнить, что развитие идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми подросток идентифицирует себя, а также социальных, политических изменений, происходящих в обществе.

Влияние родителей на формирование личности ребенка на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. При трудностях самоидентификации проявляются симптомы путаницы ролей. Это часто бывает у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.

В этом возрасте ярко выражена обособленность круга общения и отвержение «чужаков». Создаются опознавательные знаки «своих» – одежда, макияж, жесты, сленг. Эта интолерантность (нетерпимость) – защита против «помрачения» сознания идентичности. Подростки стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют свое «Я» с образом, противоположным тому, что ожидают родители. Но иногда лучше ассоциировать себя с «хиппи», чем вообще не обрести своего «Я».

Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. В значительной степени юношеская любовь – это попытка добиться четкого определения собственной идентичности, проецируя расплывчатый образ своего эго на другого и наблюдая его уже отраженным и постепенно проясняющимся. Вот почему в юношеской любви так много разговоров.

Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности.

Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от этого конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности – противоположной той, которую настойчиво предлагают родители или сверстники. Однако неудачи в достижении личной идентичности не обязательно обрекают подростка на нескончаемые поражения в жизни. Эриксон подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения.

Страницы: 1 2


Правила успеха.
1. Правило “предвосхищения успеха”. Школьный и социальный педагог, приступивший к созданию ситуаций успеха, должен сформировать в структуре потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер своей личности сильнейшую активно-положительную мотивацию достижения желаемого педагогического результата. В этом случае цель деятельности как ...

Изучение особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа
По методике исследования особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа (Дж. Гилфорд, М. Салливен) получены следующие результаты (Приложение 7): Субтест «Истории с завершением» Таблица 8. Показатели выраженности способности к познанию поведения у младших школьников, во ...

Социально-когнитивное направление в теории личности. Альберт бандура: социально-когнитивная теория личности. Биографические сведения
Альберт Бандура (Albert Bandura) родился в провинции Альберта, Канада, в 1925 году. Сын фермера, поляка по происхождению. После средней школы Бандура в 1949 году получил степень бакалавра гуманитарных наук; в 1951 году получил степень магистра гуманитарных наук и в 1952 году — доктора философии. Затем он занял пост на факультете психоло ...