V стадия. Юность (Подростковый возраст и ранняя юность)
Страница 1

Материалы » Теория личности » V стадия. Юность (Подростковый возраст и ранняя юность)

Юность, на которую приходится пятая стадия развития по Эриксону, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека; является продолжением латентной стадии по Фрейду. Она характеризуется самым глубоким жизненным кризисом – кризисом идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия идентичности».

Детство подходит к концу. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 – 13 до примерно 19 – 20 лет), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Три линии развития приводят к кризису: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества.

Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности

, на отрицательном полюсе – в виде ролевого смешения

. Задача, с которой сталкивается юный человек, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени сведения о себе (сын, спортсмен, друг, брат, студент и т.д.) и интегрировать эти многочисленные образы (роли) в единое неконфликтное целое. Все роли он должен осмыслить, связать с прошлым и спроецировать в будущее. Если подросток справится, у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». Второе: значимые люди тоже должны видеть его «тождественность и целостность». Третье: молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренне и внешнее согласуется между собой. Тогда сформируется социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, целостность личности.

Согласно Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако, стоит помнить, что развитие идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми подросток идентифицирует себя, а также социальных, политических изменений, происходящих в обществе.

Влияние родителей на формирование личности ребенка на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. При трудностях самоидентификации проявляются симптомы путаницы ролей. Это часто бывает у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.

В этом возрасте ярко выражена обособленность круга общения и отвержение «чужаков». Создаются опознавательные знаки «своих» – одежда, макияж, жесты, сленг. Эта интолерантность (нетерпимость) – защита против «помрачения» сознания идентичности. Подростки стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют свое «Я» с образом, противоположным тому, что ожидают родители. Но иногда лучше ассоциировать себя с «хиппи», чем вообще не обрести своего «Я».

Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. В значительной степени юношеская любовь – это попытка добиться четкого определения собственной идентичности, проецируя расплывчатый образ своего эго на другого и наблюдая его уже отраженным и постепенно проясняющимся. Вот почему в юношеской любви так много разговоров.

Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности.

Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от этого конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности – противоположной той, которую настойчиво предлагают родители или сверстники. Однако неудачи в достижении личной идентичности не обязательно обрекают подростка на нескончаемые поражения в жизни. Эриксон подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения.

Страницы: 1 2


Стратегии общения
Существуют следующие стратегии общения: - открытое – закрытое общение; - монологическое – диалогическое общение; - ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»). Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций опра ...

Профилактика и разрешение конфликтов.
Управление конфликтом предполагает не только регулирова­ние уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хо­рошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обес­печивает сокращение их числа и исключение возмож ...

Использование психологических игр в семье
Исторически сложилось так, что игра ориентирована в основном на ребенка. Однако эффективность коррекционного воздействия без учета контекста семейных взаимоотношений (причем не только ребенка и остальных членов семьи, но и отношений между собой значимых для него лиц, например, родителей), невелика. В то же время, поскольку ребенок являе ...