Биографические сведения

Материалы » Теория личности » Биографические сведения

Эрик Гомбургер Эриксон родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. После окончания школы Эриксон не получил формального высшего образования. Он учился в «гуманистической гимназии», после окончания гимназии, Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он поступил в художественную школу, не окончив ее отправился в Мюнхен для обучения в Академии художеств. После двух лет обучения Эриксон опять путешествует.

В 1927 году Эриксон был приглашен в Вену преподавателем в маленькую экспериментальную школу, которой руководил Питер Блос – его школьный товарищ. Школа была основана Анной Фрейд для детей, чьи родители обучались психоанализу. Под руководством Анны Фрейд с 1927 по 1933 год Эриксон изучает психоанализ. Это становится его единственным формальным академическим образованием.

Во время обучения Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая также посещала школу Анны Фрейд. В 1933 году Эриксон, его жена и двое сыновей отправились в Копенгаген, где Эриксон попытался получить гражданство и помочь созданию в этой стране центра обучения психоанализу. Когда стало ясно, что идея неосуществима, семья эмигрировала в Соединенные Штаты, где уже было основано психоаналитическое общество. Следующие два года Эриксон практиковал в Бостоне, специализируясь на лечении детей.

В 1936 году Эриксона приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Йельского университета. В 1938 году он предпринял экспедиционную поездку в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте с целью наблюдения за воспитанием детей у индейцев племени сиу. С этого момента начался интерес Эриксона к изучению влияния культуры на развитие ребенка как одного из доминирующих факторов в формировании личности. Эта тема будет интересовать его и в дальнейшем.

В 1939 году Эриксон отправился в Калифорнию, где подвел итоги своей аналитической работы с детьми и углубился в антропологию и историю. С 1942 года Эриксон – профессор психологии в Университете Беркли, штат Калифорния. С этого момента начался период глубоких клинических наблюдений; Эриксон становится главной фигурой в области психоанализа.

В 1950 году Эриксон опубликовал свою первую книгу «Детство и общество», благодаря которой получил мировое признание как представитель эго-психологии. В течение следующего десятилетия его труды и исследования вылились в теорию психосоциального развития.

Несмотря на уже немолодой возраст, Эриксон до своей смерти продолжал активно работать. Умер Эрик Эриксон в Харвиче, штат Массачусетс (США) в 1994 году в возрасте 92 лет.

Хотя Эриксон настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии, он решительно отошел от классического психоанализа. Во-первых – это решительный сдвиг акцента от Ид в сторону Эго. С позиции Эриксона, именно Эго и его адаптивные способности составляют основу поведения и функционирования человека. Эго является автономной системой и взаимодействует с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Эго-психология описывает людей как более рациональных, принимающих осознанные решения, сознательно решающих жизненные проблемы.

Во-вторых, Эриксон подчёркивает значимость исторических условий формирования Эго у ребёнка, а не родительского влияния, как считал Фрейд. Здесь он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам. Развитие Эго неизбежно и тесно связано с особенностями социальных предписаний и системой ценностей того общества, в котором живет человек.

В-третьих, теория Эриксона о развитии Эго охватывает все жизненное пространство индивидуума от младенчества до старости.

Стоит отметить, что существуют вопросы, по которым между Эриксоном и Фрейдом существует согласие. Например, оба сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон принимает фрейдовскую структурную модель личности (Ид, Эго, Супер-эго). Если в какой-то момент нашей повседневной жизни, писал он, мы остановимся и спросим себя, о чем мы только что мечтали, то нас ожидает ряд неожиданных открытий: мы с удивлением замечаем, что наши мысли и чувства совершают постоянные колебания то в ту, то в другую сторону от состояния относительного равновесия. Уклоняясь в одну сторону от этого состояния, наши мысли порождают ряд фантастических идей относительно того, что нам хотелось бы сделать; уклоняясь в другую сторону, мы внезапно оказываемся под властью мыслей о долге и обязанностях, мы думаем уже о том, что мы должны сделать, а не о том, что нам хотелось бы; третье положение, как бы «мертвую точку» между этими крайностями, вспомнить труднее. Здесь, где мы менее всего осознаем себя, по мнению Эриксона, мы более всего и являемся собою. Таким образом, когда мы хотим – это «Оно», когда мы должны – это «Сверх-Я», а «мертвая точка» – это «Я».


Психоаналитическая теория личности (по З. Фрейду).
Разработанная З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в неосознанном. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудко ...

Анализ полученных данных
Выявив педагогов с различным стажем педагогической деятельности, мы можем разделить их на группы (см. Табл.1.). Таблица 1 1 группа 2 группа испытуемые Стаж работы испытуемые Стаж работы Т.А. 15 лет Ш.М. 5 лет К.А. 18 лет И.Н. 6 лет О.М. 26 лет О.Т. 5 лет Д.Т. 17 лет ...

Основные тезисы индивидуальной психологии
Адлера часто представляют как ученика Фрейда, взбунтовавшегося в конце концов против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как «неофрейдиста». В его ран ...