Результаты патохарактерологического и катамнестического исследования и их обсуждение
Страница 2

Материалы » Акцентуация характера как преморбидный фон развития психических расстройств в подростковом возрасте » Результаты патохарактерологического и катамнестического исследования и их обсуждение

Примечание: При смешанных типах учитывались черты преобладающего типа.

Как видно из результатов, представленных в таблице 2, в популяции подростков экспериментальной группы преобладают следующие типы акцентуаций характера: астено-невротическая (29%), шизоидная (21%), лабильная (12%), циклоидная (14%). В меньшей степени представлены психастеническая (7%), эпилептоидная (6%) и сенситивная (5%) типы акцентуаций.

С учетом того, что у всех подростков, чьи личностные типы представлены в таблице 2, преморбидный характерологический фон разрешился за 5 лет развитием душевной патологии, можно предполагать, что астено-невротический, шизоидный и циклоидный типы акцентуаций характера в большей степени чем другие предрасполагают к развитию психических расстройств. Особенно это обстоятельство может наблюдаться при соответственно сложившейся социальной ситуации (неполные, неблагополучные семьи, неправильный, деструктивный тип воспитания, стрессовые ситуации в микро и макросоциуме).

Знание типов акцентуаций характера у подростков экспериментальной группы и наличие графиков ПДО (материалы психологической документации 2004 – 2005 года) позволило нам оценить наличие и степень выраженности социальной дезадаптации, депрессии, психопатизации, а также дискордантность характера на момент первичного обращения в 2004 – 2005 г.

Наиболее интересные и значимые (информативные) результаты были получены по параметрам социальной дезадаптации, депрессии и особенно дискордантности черт характера, последние представлены в таблицах 3, 4, 5.

Таблица 3

Влияние признака социальной дезадаптации у подростков с разными типами акцентуации характера.

Типы акцентуации характера и признаки дезадаптации

Экспериментальная группа (2004 – 2005 г.) (%)

1 признак

более 1 признака

Лабильный тип

Из них: Л ³ 12

Е ³ 4

d ³ 4

(n = 15)

9 (60%)

(n = 15)

6 (40%)

Сенситивный тип

Из них: d ³ 3

Э ³ 6

(n = 6)

1 (17%)

(n = 6)

5 (83%)

Шизоидный тип

Из них: Л ³ 6

Ш ³ 12

d ³ 5

(n = 26)

7 (27%)

(n = 26)

19 (73%)

Эпилептоидный тип

Из них: Ш ³ 7

И ³ 8

Н ³ 8

Е ³ 5

d ³ 6

(n = 7)

3 (43%)

(n = 7)

4 (57%)

Истерический тип

Из них: Н ³ 7

d ³ 6

(n = 8)

3 (37%)

(n = 8)

5 (63%)

Сопровождая результаты, представленные в таблице 3, необходимо отметить, что отсутствие ряда акцентуаций характера и соответственно признаков социальной дезадаптации при определенном типе связано с отсутствием разработанной для этих типов шкалы. В нашем случае это циклоидный, астено-невротический, психастенический типы. Иными словами, ПДО не располагает шкалой, выявляющей признаки социальной дезадаптации при данных типах акцентуаций характера.

Страницы: 1 2 3 4 5


Факторы, способствующие контакту
Установление контакта – главная задача первой фазы общения. Установить контакт – значит создать благоприятную, располагающую к беседе атмосферу, привлечь внимание, побудить интерес собеседника к себе. Так какие же факторы способствуют контакту? Среди свойств характера специалисты обычно выделяют доброжелательность, открытость, искренно ...

Психолого-физиологические особенности младших школьников
«Младший школьный возраст», пишет Крутецкий, «соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляе ...

Пирамидальная структура конструктов
Конструкты организованы в пирамидальную структуру так, что некоторые из них находятся либо в подчиняющей, либо в подчиненной позиции относительно других частей системы. (Конечно, конструкт может быть и совершенно независимым от всех других.) Подчиняющий конструкт включает в себя другие конструкты, а подчиненный конструкт включен в дру ...