Результаты патохарактерологического и
катамнестического исследования и их обсуждениеСтраница 2
Примечание: При смешанных типах учитывались черты преобладающего типа.
Как видно из результатов, представленных в таблице 2, в популяции подростков экспериментальной группы преобладают следующие типы акцентуаций характера: астено-невротическая (29%), шизоидная (21%), лабильная (12%), циклоидная (14%). В меньшей степени представлены психастеническая (7%), эпилептоидная (6%) и сенситивная (5%) типы акцентуаций.
С учетом того, что у всех подростков, чьи личностные типы представлены в таблице 2, преморбидный характерологический фон разрешился за 5 лет развитием душевной патологии, можно предполагать, что астено-невротический, шизоидный и циклоидный типы акцентуаций характера в большей степени чем другие предрасполагают к развитию психических расстройств. Особенно это обстоятельство может наблюдаться при соответственно сложившейся социальной ситуации (неполные, неблагополучные семьи, неправильный, деструктивный тип воспитания, стрессовые ситуации в микро и макросоциуме).
Знание типов акцентуаций характера у подростков экспериментальной группы и наличие графиков ПДО (материалы психологической документации 2004 – 2005 года) позволило нам оценить наличие и степень выраженности социальной дезадаптации, депрессии, психопатизации, а также дискордантность характера на момент первичного обращения в 2004 – 2005 г.
Наиболее интересные и значимые (информативные) результаты были получены по параметрам социальной дезадаптации, депрессии и особенно дискордантности черт характера, последние представлены в таблицах 3, 4, 5.
Таблица 3
Влияние признака социальной дезадаптации у подростков с разными типами акцентуации характера.
Типы акцентуации характера и признаки дезадаптации |
Экспериментальная группа (2004 – 2005 г.) (%) | |
1 признак |
более 1 признака | |
Лабильный тип Из них: Л ³ 12 Е ³ 4 d ³ 4 |
(n = 15) 9 (60%) |
(n = 15) 6 (40%) |
Сенситивный тип Из них: d ³ 3 Э ³ 6 |
(n = 6) 1 (17%) |
(n = 6) 5 (83%) |
Шизоидный тип Из них: Л ³ 6 Ш ³ 12 d ³ 5 |
(n = 26) 7 (27%) |
(n = 26) 19 (73%) |
Эпилептоидный тип Из них: Ш ³ 7 И ³ 8 Н ³ 8 Е ³ 5 d ³ 6 |
(n = 7) 3 (43%) |
(n = 7) 4 (57%) |
Истерический тип Из них: Н ³ 7 d ³ 6 |
(n = 8) 3 (37%) |
(n = 8) 5 (63%) |
Сопровождая результаты, представленные в таблице 3, необходимо отметить, что отсутствие ряда акцентуаций характера и соответственно признаков социальной дезадаптации при определенном типе связано с отсутствием разработанной для этих типов шкалы. В нашем случае это циклоидный, астено-невротический, психастенический типы. Иными словами, ПДО не располагает шкалой, выявляющей признаки социальной дезадаптации при данных типах акцентуаций характера.
Предмет науки управления и основные этапы ее
развития
Под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей. Управление как наука имеет присущий ей предмет. По мнению большинства отечественных и зарубежных ученых предметом науки управления являются управленчес ...
Общение. Общественные отношения и межличностные
отношения
Главная задача с точки зрения Г. М. Андреевой, которая стоит перед социальной психологией, — раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этот р ...
Основной постулат теории конструктов
Келли развивал свои центральные принципы, используя один основной постулат и ряд выводов, следующие из него.
Основной постулат: «Процессы личности — это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события».
Основной постулат гласит, что поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события. Иначе гово ...