Результаты патохарактерологического и катамнестического исследования и их обсуждение
Страница 1

Материалы » Акцентуация характера как преморбидный фон развития психических расстройств в подростковом возрасте » Результаты патохарактерологического и катамнестического исследования и их обсуждение

Обсуждение результатов патохарактерологического изучения подростков экспериментальной группы в количестве 126 человек целесообразно начать с представления характеристики основных параметров, заинтересовавших нас в ходе обработки графиков патохарактерологического исследования.

Итак, при изучении числовых выражений графика ПДО нас интересовали следующие показатели:

¾ преморбидные типы акцентуаций характера;

¾ признаки, указывающие на наличие социальной дезадаптации;

¾ признаки, указывающие на наличие депрессии;

¾ признаки, указывающие на наличие психопатизации (эмоционально-волевой неустойчивости);

¾ дискордантность черт характера.

В русле изучения указанных выше параметров и проводилось наше исследование. Далее будут представлены результаты последнего, проведенного по материалам психологической документации, датированной 2004 – 2005 годом, т.е. на начало эксперимента. Впоследствии мы представим результаты патохарактерологического исследования 14 (11%) подростков, переведенных за период с 2009 по 2010 год из консультативно-лечебной группы в группу диспансерного наблюдения в связи с утяжелившимся психоэмоциональным состоянием (в том числе госпитализация в «ГУЗ» Специализированная клиническая психиатрическая больница №1).

Подростков, оставленных в консультативно-лечебной группе, 112 (89%) не представлялось возможным обследовать по ПДО вновь (спустя 4,5 лет), т.к. указанная выше группа предполагает спонтанное (по требованию, по состоянию самого подростка) посещение участкового психиатра. В то же время лица, находящиеся в группе диспансерного наблюдения 1 раз в полгода обязаны посещать участкового психиатра в краевом психиатрическом диспансере.

С учетом изложенного выше мы могли организовать катамнестическое изучение лишь в отношении 14 подростков (группа диспансерного наблюдения), остальных 112 человек можно было изучать по материалам медико-психологической документации с момента первого обращения в 2004 – 2005 г. до середины 2010 года. Тем не менее, исследование, проведенное настоящим образом, позволило получить достаточно информативные данные.

Итак, в таблице 2 представлена частота встречаемости типов акцентуаций характера у подростков экспериментальной группы на период 2004 – 2005 года, т.е. на начало эксперимента.

Таблица 2

Частота разных типов акцентуации характера (%) у подростков экспериментальной группы на начало эксперимента (по данным клинико-психологической оценки преморбида).

Тип акцентуации характера

Подростки экспериментальной группы

(n=126)

Гипертимный

-

Циклоидный

18 (14%)

Лабильный

15 (12%)

Астено-невротический

37 (29%)

Сенситивный

6 (5%)

Шизоидный

16 (21%)

Эпилептоидный

7 (6%)

Психастенический

9 (7%)

Истерический

8 (6%)

Неустойчивый

-

Конформный

-

Страницы: 1 2 3 4 5


Констатирующий эксперимент
Итак, задача констатирующего эксперимента состояла, во-первых, в выделении группы креативных дошкольников, во-вторых, в изучении особенностей общения креативных дошкольников со сверстниками. Из теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что творчество дошкольника выражается более всего и самым ярким образом пр ...

Психологические особенности развития пространственного восприятия у детей с психомоторными недостатками. Содержание психологических условий коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у
В настоящее время важность проблемы психического развития и своевременной коррекции нарушенных функций у детей с отклоняющимся развитием, широко обсуждается в специальной и психологической литературе (В.И. Лубовский, 2003; И.А. Смирнова, 2003). Однако при анализе подобных работ было отмечено, что только незначительное число исследовател ...

Старший школьный возраст.
У старшеклассников механизм самостимуляции является определяющим в проявлении ими волевой активности. Самостимуляция не только лучше осмысливается, но и более дифференцированно используется при преодолении трудностей, она становится главным компонентом в психологической структуре волевой активности учащихся. Старшеклассники могут проя ...