Введение

В последнее десятилетие психические расстройства в подростковом возрасте приобретают все большую актуальность в отечественной психиатрии. Так, по данным проф. И.Я. Гуревича расстройства шизофренического спектра стали чаще начинаться в возрасте 15 – 18 лет, заметно изменившись в отношении клинической картины и течения.

Изложенное выше, повышает актуальность проблемы диагностики, дифференциальной диагностики, а также профилактики психических расстройств в подростковом возрасте.

Общеизвестным является тот факт, что подростковый возраст есть период становления характера — в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к его соматическим заболеваниям, особенно длительным. Акцентуация характера выступает как важный фактор преморбидного фона при эндогенных психических заболеваниях, и как фактор предрасполагающий при реактивных нервно-психических расстройствах.

С учетом вышеизложенного, актуальность изучаемой проблемы трудно переоценить.

Целью настоящего исследования является:

Изучение акцентуации характера в аспекте преморбидного фона развития психических расстройств в подростковом возрасте.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

¾ выявить посредством патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) типы акцентуаций характера в когорте подростков, обратившихся за помощью в краевой психиатрический диспансер в период с 2004 по 2005 год и определенных в консультативно-лечебную группу (работа проводилась по материалам медико-психологической документации).

¾ посредством ПДО изучить в названной выше экспериментальной группе значимые преморбидные параметры личности, как то: признаки, указывающие на наличие социальной дезадаптации; признаки, указывающие на наличие депрессии; дискордантность черт характера.

¾ выявить типы акцентуаций характера в когорте подростков, переведенных из консультативно-лечебной группы (2004 – 2005 гг.) в группу диспансерного наблюдения (2010 г.)

¾ провести сравнительный анализ полученных результатов, проследить трансформацию типов акцентуаций характера в рамках катамнестического исследования подростков.

Объектом исследования является личность подростка, а именно, акцентуация характера в структуре личности.

Предметом исследования является акцентуация характера в аспекте преморбидного фона развития душевной патологии в продростковом возрасте.

Научная гипотеза. Предполагается, что тип акцентуации в сочетании со значимыми преморбидными признаками (наличием признаков социальной дезадаптации, депрессии, дискордантность черт характера) является предрасполагающим фоном для развития психического расстройства.

Научная новизна. В рамках настоящего исследования предпринята попытка катамнестического изучения психоэмоционального статуса подростков, обратившихся за помощью в краевой психиатрический диспансер с поведенческими проблемами в период с 2004 по 2005 год.

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы клиническими психологами и подростковыми психиатрами в работе с пациентами подросткового возраста.


Причины конфликтов.
Все многообразные причины конфликтов могут быть представлены как имеющие два уровня: 1) объектив­ный, или социальный; 2) субъективный, или психологиче­ский. Рассмотрим эти группы конфликтогенных причин и спо­собы воздействия на них в целях профилактики конфликтов. Объективные, или социальные причины – это экономические, политические и ...

Понятие школьной адаптации
К проблемам или трудностям, связанным с самим фактом поступления в школу, обычно относят: 1) трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. И дело не в том, что таким детям трудно вовремя вставать, а в том, что у них чаще наблюдается отставание в развитии уровня пр ...

Использование сказок для психологической помощи детям в условиях семьи. Применение сказок при коррекции различных психических отклонений у дошкольников
Работая с «особыми» детьми, все педагоги и психологи сталкиваются с проблемой отсутствия конкретной программы обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости и другими формами психических отклонений. Существующие программы достаточно ориентировочные. Это оставляет возможность практикам применять их творчески, адапти ...