Заключение
Страница 2

1). играть с игрушками

2). читать книжки

3). разговаривать со взрослыми.

Для исключения случайных результатов эксперимент проводится три раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена 20 минутами.

Оценка результатов

Выявляют, какой тип общения сформирован у детей. Игра с игрушками – это практическое общение, чтение книг – познавательное общение, беседа на личные темы – личностное общение.

2. Методика «Личностное ожидание ребенка в общении со взрослыми»

В ходе исследования ребенку предлагается обсудить несколько ситуаций, в которых описаны положительные и отрицательные поступки детей.

1. «Дети шли на прогулку. На узкой дорожке, которая вела в сад, лежал кусок колючей проволоки. Все осторожно преступали через проволоку. А один мальчик, который шел последним, наклонился, осторожно взял проволоку за кончик и отбросил ее в сторону, чтобы она никому не мешала».

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал (а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?

2. «Одна девочка сказала Тане: «У тебя такая красивая кукла! Дай мне ее – я поиграю». «На, возьми», - сказала Таня. Вечером, когда нужно было идти домой, Таня попросила свою куклу. Но девочка не вернула Тане куклу».

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал (а) ты? А папа? А если бы им сказали, что это ты не вернул (а) куклу?

3. «Это было в январе. Стоял сильный мороз. Дети собирались идти домой. Они надевали шапки, пальто, варежки. Первыми оделись дети постарше. Когда они уже собирались выходить на улицу, одна девочка увидела малыша, который никак не мог одеться. Она подошла и помогла ему».

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал (а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?

Оценка результатов

Анализируют, как ребенок представляет, какое поведение ожидают от него близкие, какова будет реакция на его «обычные» и «необычные» поступки, чего следует ожидать от взрослых – одобрения, порицания и т.д.

3. Методика «Семейная социограмма»

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Инструкция: «На листе перед тобой изображен круг. Нарисуй в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпиши их именами».

Оценка результатов

Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:

1. число членов семьи, попавших в площадь круга;

2. величина кружков;

3. расположение кружков относительно друг друга;

4. дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, мы сопоставляем число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым ребенок находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт».

Далее обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу. Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками. Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются друг на друга, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствуют о недифференцированности «Я» у членов семьи.

Сказки, сочиненные детьми

Меркедонов Вова.

Жил-был добрый великан. Он хотел помогать людям. Он очень любил животных и людей, особенно детей. Но они ему не верили, и он очень загрустил. И решил великан доказать всем, что он добрый и хороший. «Я вам буду помогать, - сказал он людям. – Давайте я вам принесу воды и нарублю дров». Люди поверили ему и подружились с ним.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Диагностика состояний и свойств личности
Для экспериментального исследования профиля личности мы применили Опросник FPI. Опросник FPI (форма В) был адаптирован и модифицирован в связи с исследованиями, проводимыми факультетом психологии ЛГУ по договору о научном сотрудничестве с Гамбургским университетом. В этой работе также принимал участие венгерский психолог Ф. Короди. Ли ...

Теоретические аспекты развития ценностных ориентаций. Понятие ценностей и ценностных ориентаций личности
Определение понятия – «ценностные ориентации» Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. По мнению фи ...

Формирующий эксперимент
Следующий этап психолого-педагогического исследования – формирующий эксперимент, основная задача которого – разработать и применить коррекционно-развивающую программу, а также разработать рекомендации для родителей по развитию детской креативности в домашних условиях. Длительность эксперимента – 2 месяца (январь – февраль). Для успешно ...