Сказка как поиск жизненного сценария и материала для психологической помощи
ребенку. Характеристика сказки как предмета творческой
деятельностиСтраница 2
Слушая сказку, ребенок впитывает философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно – символическом уровне.
Некоторое время назад специалисты спорили: какие сказки лучше для развития личности ребенка – народные или авторские? Одни говорили, что в авторских сказках слишком много личностных проекций, скрывающих от читателя истину, и предлагали читать только народные сказки. Другие говорили, что народные слишком жестоки и однообразны. Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи: [25, c. 15].
1. Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает.
2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.
Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны:
- сказки о животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт;
- бытовые сказки.
Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в работе с семьями.
- страшные сказки. Сказки про нечистую силу. В современной детской субкультуре различают также и сказки – страшилки.
- волшебные сказки.
Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Поэтому если мы хотим передать ребенку «концентрат» жизненного опыта, наверное, мы выберем народную сказку [21, c. 34].
Если мы хотим помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекций.
Остальные виды сказок создаются не спонтанно, а специально.
Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания [23, c. 44].
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Они не всегда однозначны, не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста [22, c. 134].
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Медитация представляет собой полное погружение в какой – либо процесс. Главное значение медитативных сказок – сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной особенностью этих сказок является отсутствие конфликтов и злых героев [23, c. 46].
Система регуляции поведения личности в период
воздействия внутренних и внешних факторов
Поведение подчиненного в тех или иных ситуациях складывается на основе опыта всей предшествующей жизни. Отношение человека к тем или иным людям, явлениям, ситуациям, процессам приводит к возникновению соответствующего поведения. В целом характер нашего поведения подвержен постоянному воздействию различных внутренних и внешних факторов. ...
Аддиктивное поведение как составляющая игровой
зависимости
Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного поведения, как фармакологического, так и нефармакологического характера. Они представляют ...
Результаты исследования по опроснику Басса- Дарки
В бланке ответов испытуемых ответы с 1
по 12
– девочек, с 13 по 20 – мальчиков. Ответ «да» обозначен «+», ответ «нет» обозначен «-».
Бланк ответов испытуемых (Таблица 1)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
...