Теоретические основы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Понятие “подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе" как психолого-педагогическая составляющая
Страница 3

Материалы » Вариативные формы подготовки детей к школе » Теоретические основы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Понятие “подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе" как психолого-педагогическая составляющая

На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.

Американские исследователи этой проблемы в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими батарейных тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций [20, c.33]. www.eduinfluence.ru

Если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского [11, c.68].

Так Л.И. Божович выделяет несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения в интеллектуальной сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений";

2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные; интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями" [21, c.130].

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович "внутренней позицией школьника" (1968). Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что "внутренняя позиция школьника" может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Следует заметить, что и "внутренняя позиция школьника", и широкие социальные мотивы учения - явления сугубо исторические [24, c.125]. Дело в том, что существующая в нашей стране система общественного воспитания и обучения предполагает несколько ступеней взросления:

1) ясли, детский сад - дошкольное детство;

2) школа - с поступлением в школу ребенок встает на первую ступеньку взросления, здесь начинается его подготовка к самостоятельной взрослой жизни; именно такое значение придается школе в нашем обществе;

3) высшая школа или работа - взрослые люди. Таким образом, школа является связующим звеном между детством и взрослостью, причем если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы до сих пор было строго обязательным, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни; отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс, как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному как для ребенка, так и для окружающих его взрослых,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников
Факторы деятельности учащихся, связанные со спортивной и учебной мотивацией: · Факторы, способствующие повышению активности на уроках физической культуры: Структура, содержание и развивающие возможности спорта. Спортивные тренировки и соревнования успешно ведут за собой развитие личности, если они целенаправленно способствуют этому пр ...

Основные процессы научения через наблюдение
Во время показа образца наблюдатели (обучаемые) приобретают в основном символические образы моделируемой деятельности, которая служит прототипом для соответствующего и несоответствующего поведения. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные ...

Коррекция и профилактика наркомании
Когда можно заметить, что ваш член семьи употребляет наркотики? § Когда нарастает безразличие ко всему, что было интересно § Когда видим уходы из дома и прогулы в школе, институте по непонятным причинам § Когда видим чрезмерно болезненную реакцию на любую критику § Когда видим избегание контактов с домашними § Когда резко снизилась ...