Формирующий эксперимент
Страница 1

Следующий этап психолого-педагогического исследования – формирующий эксперимент, основная задача которого – разработать и применить коррекционно-развивающую программу, а также разработать рекомендации для родителей по развитию детской креативности в домашних условиях. Длительность эксперимента – 2 месяца (январь – февраль). www.georoot.ru

Для успешности данного исследования была создана эмоционально-благополучная атмосфера, предполагающая поддержание доброжелательного взаимодействия с детьми, снятие эмоционального напряжения, формирование партнерских отношений в среде сверстников. Для снятия эмоционального напряжения у старших дошкольников были использованы: 1) метод мозгового штурма; 2) метод гирлянд.

Перед началом мозгового штурма обращалось внимание на высказывания самых молчаливых, малоактивных детей, чтобы их не давил страх перед авторитетом, запрещалась критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощрялась любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Мозговой штурм проводился во время игры, свободной деятельности детей, а также мог использоваться в качестве элемента занятия в форме обсуждения какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения. Например, мебель для кукол есть, но очень большая, места для нее нет. Необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы куклы в ней помещались, и мебель должна быть маленькая, чтобы она помещалась в игровом уголке.

Гирлянды аналогий формировались в виде списка слов. Отталкиваясь от исходного слова, детям необходимо составить цепочку (каждая новая ассоциация находится не по первому, а по последнему слову). Например, дорога – извилистая – крутая – яйцо – скользкая – горка – снег – пустыня – сахар – вкусно – компот – фрукты – много – заболеешь – больница – лекарства – горькая – лук – грядка – огород – дорога.

Для создания полноценной коррекционно-развивающей среды возникла необходимость внести некоторые изменения в воспитательный процесс. Прежде всего – отказаться от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использовать средства литературы и искусства; в непосредственном общении большое внимание уделять становлению нравственных качеств, главным образом способствующих повышению культуры общения креативных дошкольников. Главным способом воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении заключается именно в формировании чувства общности с другими, внутренней причастности к ним. Творческие дети, как было замечено, эгоцентричны, несдержанны, и порой не готовы к объединению. Объединения детей с целью решения данной задачи следует формировать не только по интересам, но и с учетом личностных симпатий друг к другу, так как деятельность дошкольников не может быть поистине совместной при враждебном отношении друг к другу.

По результатам констатирующего эксперимента нами установлено, что в силу выявленных особенностей опыт общения со сверстниками креативного дошкольника, не всегда складывается удачно.

Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников. Основной стратегией работы с особыми детьми должна стать не только рефлексия своих переживаний и формирование адекватной самооценки, но и развитие внимания к собеседнику, с учетом чего был разработан следующий комплекс коррекционно-развивающих мероприятий:

1) Организация деятельности дошкольников в парах. Например, двое ребят создают свое произведение самостоятельно, "по секрету", от остальных (игра "Секрет" (вариант социометрической методики Т.А. Репиной [35]). Такой прием побуждает воспитанников договариваться и согласовывать свои усилия. Причем задания должны быть не соревновательного, а продуктивного характера (рисунок, поделка, художественное слово).

2) Вовлечение воспитанников в общественную жизнь детского сада. Наравне со взрослыми дети участвуют в поздравлениях: детей-победителей (соревнований, конкурсов), именинников; педагогов (с праздниками, успехами в работе и пр.). На первом этапе воспитатель предлагает выступить желающим, установив очередность, помогая (по необходимости) составить план поздравления.

Далее выступления формируются в группах. Дети самостоятельно обсуждают возможных кандидатов на эту роль, определяя необходимые качества. В виду того, что чаще всего дети отбирают на ответственные мероприятия лидеров группы, воспитатель, регулируя выбор, предлагает кандидатов из числа трудных в общении детей, опираясь на их позитивные качества. Текст поздравлений составляется совместно с группой и воспитателем, его озвучивание распределяется дикторами самостоятельно. Кроме поздравлений ведется рубрика "Добрые вести", где старшие дошкольники рассказывают о хорошем поступке своих друзей, случившемся в течение дня.

Страницы: 1 2 3


Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте. Исследование мышления в подростковом возрасте
При оценке мышления у подростков следует иметь в виду важное обстоятельство: то, что этому возрасту все мышления, включая словесно-логические, уже достаточно развиты. Это обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к подростковому возрасту, а именно – умение логически рассуждать, совершая в уме с ...

Насилие женщин над мужчинами. Основная особенность насилия.
Особенность отношений между мужем и женой в подверженных вспышкам насилия семьях заключается в том, что женыв них также могут быть нападающей стороной. Обычно они оказываются менее предрасположенными к физическому насилию по сравнению с мужчинами, но тем не менее временами способны демонстрировать явную агрессивность. Подобное случаетс ...

Феноменологическое направление
В феноменологическом направлении психологии личности, разработанном Карлом Роджерсом, центральное место занимает положение, что поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Также подразумевается, что люди способны строить свою судьбу и по своей сути являются целеустремлёнными, заслуживающими доверия и ...