Констатирующий эксперимент
Страница 3

Диаграмма 3

В качестве дополнения к основной диагностике в экспериментальной группе проводились систематические наблюдения, направленные на выявление особенностей общения креативных дошкольников со сверстниками.

Во-первых, это метод одномоментных срезов, где изучалось общение детей в различных видах совместной деятельности (труд, учение, изобразительная, музыкальная и т.д.). Суть методики заключалась в том, что срезы производились в течение трех дней подряд через каждые 10 минут в одних и тех же условиях. Обязательным требованием было наличие 3\4 постоянного состава группы. Особое внимание обращалось на взаимодействие четырех дошкольников (с высоким и средним уровнем креативности) со сверстниками низкого уровня в различных видах деятельности.

Также для изучения межличностных отношений внутри экспериментальной группы была применена игровая методика, заключавшаяся в наблюдении за общением детей в процессе игровой деятельности (Михайленко Н.Я. "Телефонные разговоры").

Объекты нашего особого внимания – такие компоненты игровой деятельности, как ролевой диалог и сюжетосложение, наиболее полно отражающие динамику межличностного общения дошкольников. Данные игровые навыки детей взяты за основу неслучайно, ведь ролевое поведение всегда предполагает взаимодействие, где слитно выражаются, индивидуальный опыт ребенка, чувственно-эмоциональный обмен этим опытом, определенным образом показывающий отношение ребенка к партнеру по игре, проявляющийся во всех сферах социальной действительности в зависимости от сюжета, и, с другой стороны, не имеющий границ фантазии.

Итак, для изучения ролевого диалога детям предлагалось в парах обыграть аналогичные ситуации:

Ситуация №1. "Здравствуйте, вам звонит доктор. (А у нас никто не болен). Я знаю, но вашей дочери пора сделать прививку. (А когда мы к вам должны придти?) Завтра утром…"

Ситуация №2. "Здравствуйте! Вам звонит ваша бабушка. Как у вас дела? (хорошо). Может быть, вы приедете ко мне в гости в деревню? Там отдохнете на природе, попьете парного молока…"

Данная работа с детьми велась индивидуально по 2 человека, в ходе чего отслеживались навыки общения каждого ребенка. Для обыгрывания ситуаций дети подбирались по уровню развития креативных способностей, так, чтобы дошкольник с наибольшим количеством баллов был в паре с ребенком низкого уровня креативности.

Для наблюдения сюжетосложения мы провели с детьми игру – придумывание (Михайленко Н.Я.), постепенно включая в деятельность от 4 до 8 детей экспериментальной группы. При этом было предложено вспомнить вместе известную сказку. Детям давалась установка на слушание друг друга, продолжение рассказа, только по завершению речи соседа, а после своего изложения передать ход другому ребенку. Пересказ происходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Для нас было важным, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события с учетом рассказа партнера. Обращалось внимание на то, как дети относятся друг к другу в процессе придумывания (слушают ли друг друга, дополняют, перебивают и т.д.) Если дети забыли часть вспоминаемой сказки, экспериментатору позволительно включиться вне очереди: "Я вспомнила, дальше было так…"

В ходе придумывания задания постепенно усложнялись, побуждая детей ко все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. После обсуждения знакомого сюжета, детям предлагалось придумать совершенно новую сказку. Установка: "Давайте играть по-новому! Будем вместе придумывать общую сказку про Ивана Царевича и Серого Волка, но совсем не такую".

По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, мы подводили детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С этой целью включили детей в игру, где им были предложены разноконтекстные роли (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба Яга и продавец и др.). Чтобы не закрывать предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игра проводилась в форме уже знакомых детям телефонных разговоров персонажей.

Следующим этапом методики было придумывание реальных историй. При этом были учтены как детские интересы, так и поощрялось использование знаний, полученных детьми на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов. Придумывание реальных историй осуществлялось в экспериментальной группе из 8 человек. Обсудив с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуацию, в которой он оказался, цель и т.д.), в дальнейшем использовались лишь косвенные приемы руководства. Перед дошкольниками уже не ставились никакие установки, не обговаривались правила поведения. С нашей стороны происходило лишь пассивное наблюдение за ролевым взаимодействием детей, по ходу перетекавшим в естественное общение по обмену опытом.

Страницы: 1 2 3 4 5


Выводы
В условиях современных подходов к образованию, где ставится акцент на развитие творческой личности, проблема развития детской креативности становится наиболее актуальной. При характеристике креативности А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, A.M. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, П. Торренс, Э. Фромм и многие другие отеч ...

Психодиагностическое исследование гендерных различий переживания кризиса середины жизни. Подбор и разработка психодиагностических методик для исследования гендерных различий переживания кризиса сере
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют гендерные различия переживания кризиса середины жизни. Цель исследования: выявить гендерные различия переживания кризиса середины жизни. На основании выводов из первой главы мы определили следующие задачи практического исследования: 1. Провести диагностику деп ...

Особенности восприятия внешнего вида человека в процессе общения
Сопоставляя, дифференцируя и оценивая анатомические признаки, образующие физический облик человека, взаимодействующие с этим человеком люди судят о его поле, расовой принадлежности, возрасте, состоянии здоровья и пр. В разных видах взаимодействия физический облик человека и различные его элементы играют то большую, то меньшую роль. Вз ...