Констатирующий эксперимент
Страница 3

Диаграмма 3

В качестве дополнения к основной диагностике в экспериментальной группе проводились систематические наблюдения, направленные на выявление особенностей общения креативных дошкольников со сверстниками.

Во-первых, это метод одномоментных срезов, где изучалось общение детей в различных видах совместной деятельности (труд, учение, изобразительная, музыкальная и т.д.). Суть методики заключалась в том, что срезы производились в течение трех дней подряд через каждые 10 минут в одних и тех же условиях. Обязательным требованием было наличие 3\4 постоянного состава группы. Особое внимание обращалось на взаимодействие четырех дошкольников (с высоким и средним уровнем креативности) со сверстниками низкого уровня в различных видах деятельности. www.geodesire.ru

Также для изучения межличностных отношений внутри экспериментальной группы была применена игровая методика, заключавшаяся в наблюдении за общением детей в процессе игровой деятельности (Михайленко Н.Я. "Телефонные разговоры").

Объекты нашего особого внимания – такие компоненты игровой деятельности, как ролевой диалог и сюжетосложение, наиболее полно отражающие динамику межличностного общения дошкольников. Данные игровые навыки детей взяты за основу неслучайно, ведь ролевое поведение всегда предполагает взаимодействие, где слитно выражаются, индивидуальный опыт ребенка, чувственно-эмоциональный обмен этим опытом, определенным образом показывающий отношение ребенка к партнеру по игре, проявляющийся во всех сферах социальной действительности в зависимости от сюжета, и, с другой стороны, не имеющий границ фантазии.

Итак, для изучения ролевого диалога детям предлагалось в парах обыграть аналогичные ситуации:

Ситуация №1. "Здравствуйте, вам звонит доктор. (А у нас никто не болен). Я знаю, но вашей дочери пора сделать прививку. (А когда мы к вам должны придти?) Завтра утром…"

Ситуация №2. "Здравствуйте! Вам звонит ваша бабушка. Как у вас дела? (хорошо). Может быть, вы приедете ко мне в гости в деревню? Там отдохнете на природе, попьете парного молока…"

Данная работа с детьми велась индивидуально по 2 человека, в ходе чего отслеживались навыки общения каждого ребенка. Для обыгрывания ситуаций дети подбирались по уровню развития креативных способностей, так, чтобы дошкольник с наибольшим количеством баллов был в паре с ребенком низкого уровня креативности.

Для наблюдения сюжетосложения мы провели с детьми игру – придумывание (Михайленко Н.Я.), постепенно включая в деятельность от 4 до 8 детей экспериментальной группы. При этом было предложено вспомнить вместе известную сказку. Детям давалась установка на слушание друг друга, продолжение рассказа, только по завершению речи соседа, а после своего изложения передать ход другому ребенку. Пересказ происходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Для нас было важным, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события с учетом рассказа партнера. Обращалось внимание на то, как дети относятся друг к другу в процессе придумывания (слушают ли друг друга, дополняют, перебивают и т.д.) Если дети забыли часть вспоминаемой сказки, экспериментатору позволительно включиться вне очереди: "Я вспомнила, дальше было так…"

В ходе придумывания задания постепенно усложнялись, побуждая детей ко все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. После обсуждения знакомого сюжета, детям предлагалось придумать совершенно новую сказку. Установка: "Давайте играть по-новому! Будем вместе придумывать общую сказку про Ивана Царевича и Серого Волка, но совсем не такую".

По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, мы подводили детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С этой целью включили детей в игру, где им были предложены разноконтекстные роли (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба Яга и продавец и др.). Чтобы не закрывать предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игра проводилась в форме уже знакомых детям телефонных разговоров персонажей.

Следующим этапом методики было придумывание реальных историй. При этом были учтены как детские интересы, так и поощрялось использование знаний, полученных детьми на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов. Придумывание реальных историй осуществлялось в экспериментальной группе из 8 человек. Обсудив с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуацию, в которой он оказался, цель и т.д.), в дальнейшем использовались лишь косвенные приемы руководства. Перед дошкольниками уже не ставились никакие установки, не обговаривались правила поведения. С нашей стороны происходило лишь пассивное наблюдение за ролевым взаимодействием детей, по ходу перетекавшим в естественное общение по обмену опытом.

Страницы: 1 2 3 4 5


Методические рекомендации студентам по конспектированию учебного материала
Конспект – универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту – запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановый конспект составляется с помощью предварительного пл ...

Режимы подкрепления
Суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Следовательно, концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера. Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, завис ...

Проблема барьеров общения её изучение
Актуальность проблемы "барьеров" общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений "человек-человек". Очевидно, что в сфере бизнеса, педагогики, инженерного труда и т. п. нево ...