Констатирующий эксперимент
Страница 2

Третьей задачей было выявление наличия (или отсутствия) потребности поддерживать и одобрять сверстника (самодостаточность). Материал: корзинка, листья (осенние или искусственные); бумага; мячи. Обследование проводилось в форме игры-соревнования в течение недели и в форме индивидуальной беседы.

Игра. Соревнуются дети по двое, выполняя задание, к примеру: "Кто быстрее и больше соберет осенних (или искусственных) листьев?" (или "Кто больше вырежет квадратиков?", "Кто больше соберет мячей в корзину?"). Группа в ходе соревнования "болеет" за участников.

Фиксировалось количество "за" и "против" соревнующихся, выявлялось, у кого из детей больше всего одобрений (насмешек), за кого больше всего "болеет" группа.

Индивидуальная беседа. Цель. Выявить степень зависимости от поддержки сверстника (мы использовали измененный вариант теста Луизы Дюсс). Примерное содержание беседы: "В гнездышке на дереве спят птички. Сильный порыв ветра сломал ветку, и гнездышко упало на землю. Но более сильные птички взлетели на дерево, а маленькая птичка осталась на земле. Как ты думаешь, что с ней станет?". Оптимистичный ответ ("Птичка все же попробует взлететь", "Будет звать на помощь, чтобы кто-нибудь помог ей") свидетельствует: ребенок способен самостоятельно решать возникшие вопросы, умеет находить выход без поддержки. Ответы, полные пессимизма ("Он останется на земле", "Попытается взлететь, но не сумеет", "Погибнет во время падения", "Умрет от голода, холода, или его кошка схватит"), говорят о зависимости ребенка от помощи товарища. В протоколе фиксировалось количество оптимистических и пессимистических ответов в группе.

Данные протоколов обследования занесены в таблицу 1 и диаграмму 3. Обработка полученных результатов проводилась следующим образом:

Высчитывалось количество контактов, установленных тем или иным ребенком за день (активность речевой деятельность).

Отслеживалось постоянство контактов (показатель интенсивности общения).

Из всех детей группы были выделены те, общение с которыми у данного ребенка было особенно интенсивным (показатель избирательности).

Вычислялась широта круга общения (ШКО) – соотношение числа детей группы, с которыми были установлены контакты, с общим числом детей.

Динамичность высказываний в зависимости от быстроты мыслительного процесса, общей реакции (высказывание "в числе первых", "вместе со всеми", либо отсутствие высказывания).

Отмечалось количество негативных, позитивных оценок дошкольником сверстника.

Зависимость от поддержки сверстника (самодостаточность): "обращается за помощью", "не обращается".

Таблица 1. Показатели развития общения креативных дошкольников со сверстниками

Уровень креатив-

ности

Имя

Число

контактов

Число высказываний (речевая активность)

Динамичность

высказываний

Оценка

сверстника

Зависимость от поддержки сверстника

Высокий

Интенсивность

Избирательность

ШКО

В числе 1-ых

Вместе со всеми

Не высказался

"за"

"против"

Просит помощи

Не обращается

Лена

15

6

0,8

13

+

2

5

+

Леша

11

4

0,6

10

+

4

3

+

Женя

12

8

0,7

8

+

3

4

+

Оля

9

5

0,5

9

+

3

4

+

Всего

47

23

2,6

40

4

0

12

16

1

3

Низкий

Слава

8

4

0,4

8

+

3

4

+

Маша

5

1

0,3

5

+

4

3

+

Юля

6

2

0,3

4

+

5

2

+

Аня

8

3

0,4

7

+

6

1

+

Всего

27

10

1,4

24

2

2

18

10

3

1

Страницы: 1 2 3 4 5


Мать и ребенок. О природе материнского поведения
Определяется ли материнское поведение у людей генетически заложенной программой? В настоящее время не существует единства мнений относительно сугубо биологической основы поведения матери по отношению к младенцу. Некоторые склонны подчеркивать биологические аспекты материнства, в то время как другие - социальные. С эволюционной точки зр ...

Л.С. Выготский - создатель психологической теории онтогенетического развития
Возрастное развитие, в особенности детское, — сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для JLC. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, ...

Описание программы исследования
Цель: изучение особенностей социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа. Задачи: 1. Подобрать комплекс методик для изучения особенностей социального интеллекта младших школьников. 2. Изучить особенности социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учрежде ...