Экспериментальное исследование общения со сверстниками креативных дошкольников. Постановка проблемы исследования

Материалы » Особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников » Экспериментальное исследование общения со сверстниками креативных дошкольников. Постановка проблемы исследования

Цель исследования – исследовать особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников.

Объект исследования – общение дошкольников со сверстниками.

Предмет исследования – особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников.

Гипотеза исследования:

1. У креативных дошкольников существуют специфические особенности общения со сверстниками, выражающиеся в следующих негативных моментах:

1.1. Проявления нецелесообразности, неуместности общения со сверстниками, превращение сверстников в предмет насмешек.

1.2. Склонность к лидерству, перерастающая в стремление к навязчивому самоутверждению.

1.3. Отсутствие позитивной направленности на партнеров-сверстников, не умение ориентироваться на эмоциональное самочувствие собеседника.

1.4. Неорганизованность в соблюдении культуры общения, повышенная конфликтность.

1.5. Излишняя самодостаточность, неприятие помощи сверстника.

2. В результате коррекционно-развивающей работы возможна оптимизация общения со сверстниками у креативных дошкольников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены задачи:

1. Оценить состояние проблемы общения креативных дошкольников со сверстниками в психолого-педагогической литературе.

2. На основе экспериментального исследования выделить группу креативных дошкольников.

3. Выявить особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников.

4. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу, нацеленную на устранение негативных особенностей общения у креативных дошкольников.

5. Оценить эффективность коррекционно-развивающих мероприятий.

6. Разработать рекомендации для родителей по оптимизации общения креативных дошкольников.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения креативных дошкольников со сверстниками.

2. Наблюдение (одномоментные срезы, длительное наблюдение).

3. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

4. Качественный и количественный анализ полученных результатов.

5. Анкетирование родителей.

Экспериментальное исследование проводилось в ДОУ № 29 г. Н. Новгорода на протяжении периода с октября 2009 г. по март 2010 г. В психолого-педагогическом эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста (5–6 лет). Общее количество участников эксперимента составило 18 человек (старшая группа), из которых по мере выявления уровня креативности была выделена подгруппа из 8 человек (экспериментальная), куда входили как креативные (4), так и обычные дети (4). С остальными 10 детьми после выявления контингента креативных дошкольников не проводилось никаких дополнительных мероприятий.

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов:

Задачи констатирующего эксперимента:

1. На основе диагностики уровня креативности выделить группу креативных дошкольников.

2. Выявить особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу, нацеленную на устранение негативных особенностей общения у креативных дошкольников.

2. Разработать рекомендации для родителей по оптимизации общения креативных дошкольников.

Задачи контрольного эксперимента:

1. На основе повторной диагностики общения креативных дошкольников со сверстниками оценить эффективность коррекционно-развивающих мероприятий.

2. Провести сравнительный анализ развития общения креативных дошкольников на констатирующем и контрольном этапах.


Выбор парной фигуры (диагностика импульсивности, рефлексивности)
Материал: 12 картинок. На каждом листе есть одна эталонная фигура и шесть фигур, отличающихся друг от друга лишь мелкими деталями. Задача ребенка — найти фигуру, которая больше всего похожа на эталон. Регистрируются время выбора фигуры и количество ошибочных ответов. Инструкция «Ты сейчас увидишь одну картинку и несколько похожих на не ...

Развитие личности
Хорни, соглашаясь с Фройдом о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого, не принимала утверждения о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. По мнению Хорни решающи ...

Анализ исследований и полученных результатов
Диагностика мотивации посещения спортивных занятий Орловой Л.Г. позволяет узнать, что конкретно мотивирует учащихся посещать спортивные занятия в школе. Для исследования применялась «Анкета мотивации посещения спортивных занятий учащихся начальной школы» - автор Орлова Ю.М. Результаты диагностики наглядно представлены в Таблице 1. Табл ...