Теоретические подходы к диагностике детской креативности
Страница 1

Материалы » Особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников » Теоретические подходы к диагностике детской креативности

Год от года возрастает интерес психологов к проблеме творческого развития и диагностике креативности. Наиболее примечательной тенденцией образовательной системы нашей страны является гуманизация образования, в том числе и дошкольного. В этих условиях возрастает значение разработки средств изучения креативности детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст рассматривается не просто как сенситивный период развития воображения, но и период активной продуктивной деятельности, как необходимого условия креативного развития личности. С другой точки зрения, дошкольный возраст – возраст игры. Данные исследований показывают, что решающее влияние на обогащение содержания детских игр оказывают организованные и тщательно продуманные взрослыми наблюдения окружающей жизни. Игровая форма занятий в соответствии со стремлениями дошкольника помогает развивать дарования ребенка, а умелое сочетание методов руководства игрой максимально способствует развитию творческой одаренности ребенка. В настоящее время доказана тесная взаимосвязь развития способностей с позиции эмоций, которые вызывают у ребенка интерес к деятельности. Ни в какой другой детской деятельности эмоциональный опыт так успешно не накапливается, как в игре. Кроме того, игра может выступать эффективным средством профилактики и коррекции таких личностных проблем одаренного ребенка, как тревожность и агрессия, а также выступать главнейшим фактором развития детской креативности. www.transpexplore.ru

Начало разработки методов диагностики креативности связано с трудами Дж. Гилфорда [9]. В подходе к диагностике творчества имеются три ключевых принципа:

Предъявление человеку задачи для творческого мышления индивидуализировано, в отличие от стандартизованных инструкций в тестах.

Изучается, прежде всего, процесс порождения решения, а не конечный результат.

Проведение индивидуального исследования не исключает, как в традиционных тестах, а, напротив, предполагает активное участие экспериментатора.

Позднее понятие креативности было существенным образом пересмотрено под влиянием гуманистической психологии, представители которой рассматривали это понятие в контексте проблемы личностной зрелости, К. Роджерс, Н. Роджерс, Р. Мэй [24,36].

К концу 80-х годов сложилось несколько теоретических подходов к диагностике творчества, которые были обобщены в работах Е.П. Торренса [9]:

Основной критерий творчества – новизна, разделяющий позиции разных ученых. Некоторые признают достаточным, чтобы идея была нова для самого творца, для других авторов является обязательным критерием определение новизны в терминах культуры. В исследованиях проблемы диагностики креативности данный подход представлен работами О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой [10,27], предложившими методику оценки сказки. В данной методике использованы критерии оригинальности творческой деятельности, разработанные Дж. Гилфордом и П. Торренсом.

Подход с позиций диагностики умственных способностей дошкольников представлен, прежде всего, в работах, выполненных под руководством А.М. Матюшкина И.С. Авериной, Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой [24], адаптировавших для отечественной выборки, в том числе и для старших дошкольников, тест невербальной креативности П. Торренса. Он состоит из двух эквивалентных форм (А, В), включающих три задания:

"Нарисуй картинку" – создание рисунка на основе цветного пятна неправильной формы.

"Незавершенные фигуры" – завершение незаконченных фигур, вызывающих стереотипные ассоциации. При выполнении задания ребенку нужно создать по возможности оригинальные изображения.

"Повторяющиеся фигуры" – создание серии разнообразных рисунков за счет дорисовывания одинаковых фигур. Как показатели креативности здесь выступают продуктивность (беглость) – способность к порождению большого числа идей за ограниченное время, гибкость – способность к выдвижению разнообразных идей, оригинальность – способность к выдвижению новых, необычных идей, а также разработанность – степень детализации ответов. К данному подходу близка работа О.М. Дьяченко, предложившей методику завершения фигур для диагностики творческой одаренности дошкольников.

Е.П. Торренс выделяет также определения творчества как процесса. Некоторые методы диагностики креативности дошкольников представляют собой схемы анализа игры. Например, Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина [39] при изучении сюжетно-ролевой игры дошкольников предлагают обращать внимание на такие параметры, как инициатива в возникновении замысла игры, развитие замысла по ходу игры (чем обусловлено – влиянием случайных обстоятельств или оно является творческим развитием первоначального сюжета), инициатива ребенка в выборе игровых заместителей реальных предметов.

Страницы: 1 2


Особенности мотивационной сферы в дальнейшие периоды развития.
К сожалению, мотивы взрослых людей изучены плохо. Между тем и у них можно наблюдать интересные особенности мотивационной сферы. Например, Д. Пельц и Ф. Эндрюс (16) спад продуктивной творческой деятельности ученных среднего уровня объясняют изменением в период 30-50-ти лет структуры их интересов. В эти годы увеличиваются семейные и родит ...

Программа исследования
2.1 Актуальность нашей дипломной работы «Личностные и эмоциональные особенности лиц, употребляющих опиатные наркотики» вызвана тем, что за последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины - психиатрии, перешла в разряд общесоциальных и психологических проблем. По данным группы экспертов ВОЗ, в современн ...

Иерархия потребностей
Согласно представлениям Маслоу, жизнь человека характеризуется постоянным наличием желаний или потребностей, и если удовлетворятся одна потребность, тут же появляется другая. Все потребности врожденные и организованы в иерархическую систему, то есть состоят из следующих ступеней: · Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде ...