Проблема детской креативности в отечественных и зарубежных исследованиях. Сущность детской креативности
Страница 4

Материалы » Особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников » Проблема детской креативности в отечественных и зарубежных исследованиях. Сущность детской креативности

2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.

Зарубежные исследователи также пытались охарактеризовать критерии креативности Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд [9]. Такие попытки были предприняты даже раньше, чем в отечественной психологии.

Дж. Гилфорд выделяет четыре основных параметра креативности:

1. Оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

2. Семантическая гибкость – способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;

3. Образная адаптативная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

4. Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности.

Позже Гилфорд дополняет параметры креативности:

1. Способность к обнаружению и постановки проблем;

2. Способность к генерированию большого числа идей;

3. Гибкость – способность к продуцированию различных идей;

4. Оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6. Способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

Джон Гауэн рассматривает креативность в связи с проблемой одаренности детей. С этих позиций автор не только дает определение креативности, но и выделяет ее критерии. Джон Гауэн считает, что одной из сфер одаренности является креативность. Такой ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующие его знания, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, инициативен); изобретателен в изобразительно деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

Анализ отечественных и зарубежных исследований проблемы креативности позволил выяснить, что креативность – это способность к творчеству. Понимание творчества с позиции личностного подхода позволяет трактовать его как явление развивающееся, и соответственно с ним развивается и креативность. Психологи утверждают, что развитие креативности качественно меняет личность человека, что позволяет нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника.

Страницы: 1 2 3 4 


Формирование комплекса неполноценности. Почему развивается комплекс неполноценности
Подростковая психика очень ранима. На любое обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее, чем взрослый человек. Взрослый имеет возможность проанализировать причину подобного к себе отношения и успокоить себя, что он вызвано, например, завистью, злостью, недоброжелательностью, скверны ...

Психологические особенности воли. Определение понятия «воля»
Проявление воли (точнее было бы — «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном с ...

Концепция личности К.К. Платонова (1906-1984)
Данная концепция наиболее яркий пример реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека К.К. Платонов понимал личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. В которой выделял следующие подструктуры: · ...