Введение
В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого потенциала дошкольника. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях креативности, большой вклад в развитие которой внесли такие ученые как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин В.А. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, К. Хеллер, Дж. Гилфорд и многие другие отечественные и зарубежные психологи. В работах исследователей креативность рассматривается как специфическая черта мышления, отличающая его от остальных психических процессов, связывается с воображением и личностными особенностями ребенка.
В практике дошкольных образовательных учреждений наметилась тенденция усиления внимания педагогов к творческому развитию воспитанников. Одна из задач, находящихся в поле зрения методистов и психологов – совершенствование способов личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, способствующего раскрытию творческого потенциала дошкольника. Год от года заметно активизируется процесс использования программ воспитания и обучения, в которых наиболее целостно и полно выражаются идеи развития креативности детей дошкольного возраста. К ним относятся такие программы, как "Развитие" Л.А. Венгера, "Радуга" Т.Н. Дороновой, "Детство" В.И. Логиновой, "Золотой ключик" Г.Г. Кравцова, "Рекорд – старт" В.Т. Кудрявцева. Однако, несмотря на одобрение и принятие подобных программ педагогами-практиками, их реализация не всегда успешна, в первую очередь из-за отсутствия диагностических мероприятий по выявлению дошкольников с особым потенциалом, и, как следствия, не владения коммуникативными особенностями креативных дошкольников. Таким образом, проблема развития креативности является наиболее значимой и актуальной в становлении личности дошкольника.
Анализ психолого-педагогической литературы и практической деятельности дошкольных образовательных учреждений позволяет сделать вывод о том, что процесс развития креативных способностей в дошкольном образовании представлен на уровне инноваций, и, на наш взгляд, студентам дошкольных специальностей, как будущим практикам, особенно интересна и полезна данная проблема.
В соответствии с темой работы, научный аппарат экспериментального исследования был сформулирован следующим образом:
Цель исследования – исследовать особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников.
Объект исследования – общение дошкольников со сверстниками.
Предмет исследования – особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников.
Гипотеза исследования:
1. У креативных дошкольников существуют специфические особенности общения со сверстниками, выражающиеся в следующих негативных моментах:
1.1. Проявления нецелесообразности, неуместности общения со сверстниками, превращение сверстников в предмет насмешек.
1.2. Склонность к лидерству, перерастающая в стремление к навязчивому самоутверждению.
1.3. Отсутствие позитивной направленности на партнеров-сверстников, не умение ориентироваться на эмоциональное самочувствие собеседника.
1.4. Неорганизованность в соблюдении культуры общения, повышенная конфликтность.
1.5. Излишняя самодостаточность, неприятие помощи сверстника.
2. В результате коррекционно-развивающей работы возможна оптимизация общения со сверстниками у креативных дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены задачи:
1. Оценить состояние проблемы общения креативных дошкольников со сверстниками в психолого-педагогической литературе.
2. На основе экспериментального исследования выделить группу креативных дошкольников.
3. Выявить особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников.
4. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на устранение негативных особенностей общения со сверстниками у креативных дошкольников.
5. Оценить эффективность коррекционно-развивающих мероприятий.
6. Разработать рекомендации для родителей по оптимизации общения креативных дошкольников в различных видах деятельности.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения креативных дошкольников со сверстниками.
2. Наблюдение (одномоментные срезы, длительное наблюдение).
3. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
4. Качественный и количественный анализ полученных результатов.
5. Анкетирование родителей.
Преступное поведение и его отражение в уголовном законодательстве
Своеобразие индивидуального преступного поведения состоит в том, что наряду с факторами внешней среды, а именно причин и условий, его обуславливают и внутренние факторы, в частности форма вины, мотивы и цели. Факторы внешней среды становятся побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности. Для более четкого устано ...
Выводы
Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики.
Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому ж ...
Результаты, полученные в ходе исследования
Методика PARI.
Представлены показатели таких шкал, как конфликты в семье, сверхавторитет родителей, доминирование матери, уравнительные отношения. Результаты для удобства даны в диаграммах.
Рис. 1 Показатели конфликтности в экспериментальной и контрольной группах.
Согласно диаграмме, слабо- и сильновыраженных показателей по конфлик ...