Психологический анализ конфликтной ситуации в классном коллективе
Страница 4

Материалы » Разрешение конфликтных ситуаций в коллективе как компетенция классного руководителя » Психологический анализ конфликтной ситуации в классном коллективе

Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть [20]:

а) утомление учащихся;

б) конфликты на предыдущем уроке;

в) ответственная контрольная работа;

г) ссора на перемене, настроение учителя;

д) его умение или неумение организовать работу на уроке;

е) состояние здоровья и личностные качества. www.intoregions.ru

Конфликт часто вырастает из стремления учителя утвердить свою педагогическую позицию, а также от протеста ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Правильно реагируя на поведение подростка, педагог берет ситуацию под свой контроль и тем самым восстанавливает порядок. Поспешность в оценках происходящего нередко к ошибкам, вызывает возмущение у учеников несправедливостью, вызывает к жизни конфликт.

В подростковом возрасте заметно увеличивается число сложных ситуаций, которые приобретают конфликтный характер. В активной реакции подростков часто противоречивые события окружающей жизни проявляется потребность быть участником, а не только свидетелем происходящего заявить о себе делом, поступком выразить свое отношение к окружающему.

Эта базовая потребность активизирует целый веер связанных с ней потребностей, характерных для подросткового возраста. К ним относятся: а) потребность в самовыражении; она проявляется у подростка в повышенном интересе и уважении к себе, стремлении отстоять свое мнение, защититься от грубости в обращении с ним ответной грубостью, но отнюдь не молчаливым смирением; б) усиление половой идентификации; оно приводит к тому, что мальчики стремятся демонстрировать "мужское поведение", а девочки - "женское", что не всегда одобряется женщинами-учителями, и это создает конфликтогенные ситуации; в) потребность уметь "что-то делать, а не только учиться; г) потребность "что-то значить" для других, быть кому-то нужным со всеми своими индивидуальными качествами, достоинствами и недостатками, не чувствовать себя "ничтожеством" в глазах взрослых и сверстников.

Для подростка важно быть принятым группой сверстников: они подчеркнуто демонстрируют поведение и общение, усвоенные такой группе принятия его другими складывается и собственная оценка своих личностных качеств. Объединяясь со сверстниками, он чувствует силу коллективной сплоченности, пытается демонстрировать не что свое собственное, оригинальное.

Подростки часто конфликтуют между собой в связи с разными статусами, занимаемыми ими в межличностных отношениях. Поведение их сопровождается, как правило, более глубокими, устойчивыми мотивами и переживаниями, чем это представляется учителям, воспринимающим лишь внешний "рисунок поступка". Переживание определяет индивидуальное отношение ко всему происходящему, делает ученика соучастником оценки и преодоления конфликтной ситуации. Боязнь быть непонятым родителями, страх перед неудачами при попытке проявить себя, первая проба эмоционального выбора друга или подруги, трудность общения с учителями и взрослыми - все это создает объективные причины для конфликтов в сложной системе взаимоотношений с подростками.

Взаимодействие с подростками блокируют[11,12]:

- неумение педагога прогнозировать поведение учеников;

- непредсказуемость часто нарушает запланированный ход урока;

- вызывает у учителя раздражение, стремление любыми средствами убрать "помехи";

Страницы: 1 2 3 4 5


Конфликтные ситуации в учебной деятельности. Сущность классного коллектива
Коллектив образовательного учреждения состоит их двух составляющих: ученического коллектива и педагогического коллектива. Педагогический коллектив представляет собой группу совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них личностно значимым, и реализующих структуру межличностных вза ...

Старший школьный возраст.
У старшеклассников механизм самостимуляции является определяющим в проявлении ими волевой активности. Самостимуляция не только лучше осмысливается, но и более дифференцированно используется при преодолении трудностей, она становится главным компонентом в психологической структуре волевой активности учащихся. Старшеклассники могут проя ...

Биографические сведения
Эрик Гомбургер Эриксон родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. После окончания школы Эриксон не получил формального высшего образования. Он учился в «гуманистической гимназии», после окончания гимназии, Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он поступил в художественную школу, не окончив ее о ...