Понятие конфликта
Страница 7

Рассмотрим, в чем состоит искажение конфликтной ситуации.[20]

1. Искажение конфликтной ситуации в целом. В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конфликта, но и конфликтная ситуация в целом.

Конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются. Происходит схематизация конфликтной ситуации. Выделяются некоторые основные устойчивые связи и отношения. www.intoregions.ru

• Уменьшается перспектива восприятия ситуации. Предпочтение отдается принципу "здесь и теперь".

• Восприятие ситуации происходит в полярных оценках по типу "черное — белое".

• Господствует категоричность оценок, которые не поддаются пересмотру и сомнениям.

• Происходит фильтрация информации и интерпретация в том русле, которое соответствует своим предубеждениям.

2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

А. Собственная мотивация. Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели — как возвышенные и потому достойные реализации. Поэтому оппонент закономерно приходит к выводу, что он прав.

Б. Мотивы оппонента

3. Искажение восприятия действий, высказываний, поступков.

А. Собственная позиция. Обычно фиксируется нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность.

Целевая составляющая рассматривается в русле "Я прав, поэтому я должен победить!".

Операциональная составляющая может восприниматься в следующих вариантах:

- я все делаю правильно (самоподдержка);

- по-другому в этой ситуации невозможно поступить (это единственно верное решение);

- он сам виноват, что мне приходится так действовать (возложение ответственности на другого);

- все так делают (размывание ответственности вообще).

Б. Позиция оппонента. Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Поэтому единственно возможной целью участника, которая может быть признана и одобрена, является "он должен уступить, он должен проиграть". Операциональная составляющая воспринимается в следующих интерпретациях: это подлые поступки, (действиям приписывается противоправное содержание);

- он делает только то, что мне во вред (нейтральные действия рассматриваются как агрессивные);

- он намеренно так поступает (непреднамеренные действия воспринимаются как умышленные).

4. Искажение восприятия личностных качеств.

А. Восприятие самого себя. Обычно выделяются положительные черты. Они пропагандируются среди окружающих, в том числе и в среде участника. Игнорируются и не принимаются замечания, упоминания, указания о любых сомнительных, нелепых и невыгодных качествах, свойствах своей личности.

Б. Личность оппонента. Происходит усиление и гиперболизация негативных черт и свойств. Усиливается поиск всего негативного и непривлекательного. В участнике игнорируется положительное, общечеловеческое, ценное.

Искажение обобщающего образа участника в ходе восприятия конфликтной ситуации приводит к формированию "образа врага'4. Этот образ является целостным представлением об оппоненте, интегрирующим в себе как истинные, так и иллюзорные черты, качества и свойства. Признаки "образа врага": недоверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ участнику в сочувствии. Этот образ начинает формироваться в ходе латентной фазы конфликта в результате восприятия, детерминированного исключительно негативными оценками.

Выделим ряд факторов, которые усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации [11,20]:

• Состояние стресса. В значительной степени изменяет протекание психических процессов. Обычно затрудняет мышление, упрощает восприятие.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Исследование личностных особенностей педагогов. Программа исследования
Исследование проводилось с двумя группами по 7 человек в каждой группе. Первую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 15 до 26 лет. Вторую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 5 до 8 лет. Все педагоги работают в коррекционной школе-интернате. Исследование проводилось при помощ ...

Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера. Биографические сведения
Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. Адлер описывал свое детство, как трудное и несчастливое время. Он наслаждался материнской любовью в течение первых дух лет жизни, но пора нежности закончилась с рождением младше ...

Структура психотерапии
Основные компоненты психотерапии - это распорядитель разговора – психолог или психиатр, то есть сам психотерапевт, клиент или клиенты, язык и стиль взаимодействия. И распорядитель, и участники могут одинаково выступать коммуникаторами и коммуникантами. Смысл и понимание доступны всем участникам коммуникационного процесса, если прилагают ...