оммуникативные модели психотерапии
—траница 5

” ћ.ћ. Ѕахтина все наоборот Ц общение дл€ него всегда диалогично, в то врем€ как сам диалог универсален, абсолютен и €вл€етс€ характеристикой быти€ человека. ƒиалог Ц это основна€ предпосылка сознани€ и самосознани€ личности. ј про€влени€ индивида приравниваютс€ к репликам в большом глобальном диалоге, глобальном коммуникативном процессе. — этой точки зрени€ даже молчание, отсутствие действи€ или игнорирование тоже, по сути, €влени€ диалогичные. ћонолог не существует изначально. ∆изнь Ц это уже про€влени€ и процесс общени€. [12] –Ю—Д—Б–µ—В–љ–∞—П –њ–µ—З–∞—В—М —А–µ–Ї–ї–∞–Љ–љ—Л—Е –ї–Є—Б—В–Њ–≤–Њ–Ї –Є —Д–ї–∞–µ—А–Њ–≤ –њ–Њ –Э–Ш–Ч–Ъ–Ш–Ь –¶–Х–Э–Р–Ь

ƒиалогический подход к коммуникативной модели психотерапии объединил феноменологическую теорию ”хтомского и онтологическую теорию Ѕахтина, устранив противоречи€ в психологической плоскости диалога, выступающего как реальна€ ситуаци€ общени€. ¬ этом диалоге формируетс€ доминанта на другом человеке, собеседнике, осуществл€етс€ расширение границ внутреннего мира, движение к другому индивиду и одновременно реализуетс€ насто€щее непосредственное человеческое бытие, его диалогическа€ сущность. ќбщение между двум€ индивидами Ц конкретна€ антитеза монологу, но она может быть удачной, а может и не иметь места. ”ровень диалогичности в общении €вл€етс€ результат сопротивлени€ видам неподлинного монологического (закрытого, ролевого, конвенционального, игрового, манипул€тивного) общени€. ¬ диалогической модели психотерапевтические сеансы рассматриваютс€ как ситуации, в которых нужен и возможен насто€щий диалог.

–абота€ над содержанием основных пон€тий диалогического подхода, его творцы ввели в обиход четыре главные категории: Ђпозици€ вненаходимостиї, Ђвнутренн€€ диалогичностьї, Ђдиалогическа€ интенци€ї и Ђдиалогическа€ позици€ї.[13]

ѕозици€ вненаходимости Ч специфическа€ позици€ профессионала-терапевта, оказывающего консультационные услуги, в ходе освоени€ которой он должен научитьс€ не рассматривать внутренний мир клиента, как область своей профессиональной де€тельности или как объект анализа и выдвижении гипотез, а как содержание, отражающее понимание и видение клиента.

¬нутренн€€ диалогичность Ч следствие внутреннего диалога, происход€щего внутри каждой личности, между двум€ категори€ми его сущности, личным я и духовным я.

ƒиалогическа€ интенци€ Ч свойства психологической внутренней активности клиента или пациента, возникающие в момент фрустрации и блокировани€ собственной диалогичности, и имеющие определенные параметры характеристики.

ƒиалогическа€ позици€ Ч позици€ специалиста психотерапевта или психолога, сформированна€ системой иго установок и внутренних правил, запретов или рекомендаций.

Ќа основе диалогического подхода также выстраиваетс€ триалогическа€ коммуникативна€ модель психотерапии (рисунок 3).

—огласно этой модели я (эго) человека, осваива€ каждую из трех территорий. Ќа территории изживани€-действи€ я человека выступает как персональный аспект личности, или как внутренний наблюдатель, на территории переживани€-чувства Ч как теневой аспект личности, или как внутренний клиент, а на территории проживани€-быти€ Ч как ликовый аспект личности, или как внутренний терапевт. ћежду территори€ми терапевта и клиента налаживаетс€ диалогическа€ св€зь. [14]

—траницы: 1 2 3 4 5 6


Ћичность с точки зрени€ бихевиоризма
—ейчас мы вы€снили причины, по которым —киннер обратилс€ к экспериментальному подходу дл€ изучени€ поведени€. ј как же изучение личности?  ак мы убедились, например, —киннер не прин€л идею о личности или самости, котора€ стимулирует и направл€ет поведение. ќн считал такой подход пережитком примитивного анимизма, доктрины, заранее допуск ...

»спользование психологических игр в семье
»сторически сложилось так, что игра ориентирована в основном на ребенка. ќднако эффективность коррекционного воздействи€ без учета контекста семейных взаимоотношений (причем не только ребенка и остальных членов семьи, но и отношений между собой значимых дл€ него лиц, например, родителей), невелика. ¬ то же врем€, поскольку ребенок €вл€е ...

–оль комплекса неполноценности в жизни личности
 омплекс неполноценности, с которого јдлер начал разработку своей концепции, не следует понимать, как нечто патологическое, указывающее на болезнь. Ќеполноценность Ц нормальное, естественное дл€ человека чувство. јдлер даже сформулировал афоризм: Ђчтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценностиї.  ак же это по ...