Коммуникативные модели психотерапии
Страница 1

В большинстве случаев коммуникативные акты психотерапии включают в себя использование вербальных средств коммуникации. И это не просто обмен информацией, а метод внушения, психологического программирования. Впервые подобную модель разработал Милтон Х. Эриксон. Он предложил методику вербального гипноза, введения коммуниканта в транс посредством вербального инструментария. Это техника получила название «эриксоновского гипноза» а сама коммуникативная модель была названа «Милтон-моделью». www.righttransport.ru

До Милтона главными моделями были модели З. Фрейда и К. Юнга, которые, однако, постепенно теряли свою актуальность. Фрейд и Юнг желали проникнуть в сферу подсознания и нейтрализовать действие неврозов, возникающих в результате действия защитных механизмов психики в ситуации конфликта осознанного и подсознательного.

Модель Милтона позднее была развита Бендлером Р. и Гриндером Д., что привело к созданию теории нейролигнвистического программирования (НЛП). В многоуровневой коммуникации Милтона выделяют два основных уровня: сознательный и бессознательный. Например, на сознательном уровне пациенту сообщается увлекательная история, часть слов или фраз в которой маркируется, активируя поиск бессознательных ресурсов или давая прямые указания бессознательному на новое поведение.

Более подробный анализ многоуровневой коммуникации и, в частности, ее использования в практике обучения эриксоновскому гипнозу и самогипнозу, обнаруживает в ней целый ряд слоев или подуровней, на которых воспринимается сообщение психотерапевта и благодаря которым происходит переструктурирование бессознательных процессов клиента, изменяя его внутренние и внешние реакции. Обращаясь к области сознательного, психотерапевтическое сообщение чаще всего апеллирует к системе ценностей и убеждений клиента, подчеркивает целостность и своеобразие его личности. В сфере бессознательного при этом могут быть получены указания на гармонизацию физиологических процессов, изменение стратегий и мета-программ и т.д.

В структуре НЛП используется не только модель Милтона, но и другие коммуникативные модели, например метамоделирование и рефрейминг. [7] Метамодель - модель, выявляющая те языковые конструкции, которые приобретают в общении расплывчатое содержание вследствие процессов искажения, обобщения и опущения. Метамодель состоит из уточняющих вопросов, которые позволяют подвергнуть сомнению и прояснить неточный язык, восстановить его связь с исходными переживаниями, «глубинной структурой».

Понятие «метакоммуникация» было введено Эрнстом Росси для описания бессознательных процессов, происходящих в ходе психотерапии доктора медицины Милтона Эриксона - автора современного недирективного гипноза.

Рассмотрим подробнее структуру и содержание метакоммуникации на примере использования эриксоновских гипнотических внушений. Функциональная схема метакоммуникации может быть представлена следующим образом (в скобках указаны психотерапевтические стратегии и ответные реакции клиента) (рисунок 1): В противоположность Метамодели, модель Милтона искусно пользуется неопределенными языковыми конструкциями для того, чтобы присоединиться к переживаниям собеседника и получить доступ к ресурсам подсознания.Рефрейминг - дословно «смена рамки», системы отсчета, восприятия утверждения, поступка или события, которое после этого получает иной смысл; переход к иной точке зрения, например прозрение, связанное с видением проблемы. В результате выходит как бы треугольник коммуникативных моделей (рисунок 2)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Понятие карьеры и ее виды
Понятие "карьера" широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется "психологией карьеры"). В России существует своя традиция употребления слова "карьера" - это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа "карьеризм"). В американс ...

Анализ и интерпретация результатов исследования
Данные, полученные в результате проведения методики "Не подглядывай" отражены в таблице 1 (см. Приложение В). Как видно из результатов, отраженных в таблице 1, результат времени ожидания 3 мин. и более без единого подглядывания показали всего 3 человека (12%). Большая часть обследуемых – 10 человек (40%) показали результат ож ...

Результаты и их обсуждение. Результаты клинико-демографического исследования
Прежде чем приступить к собственно интерпретации полученных результатов, представим, как распределились участники эксперимента по изучаемым показателям. Таблица 1 Клинико-психологическая характеристика исследуемой группы Показатель Исследуемая группа (по медико-психологической документации краевого психиатрического диспансера) ...