Преодоление комплекса неполноценности
Страница 2

Комплекс неполноценности » Преодоление комплекса неполноценности

Не думайте, что все вокруг смелы и отважны, как это может показаться со стороны. Комплекс неполноценности, неуверенность и страх испытывают все люди. Но одни лелеют эти свои чувства и в результате остаются в проигрыше, а другие, несмотря на холодеющие конечности и мурашки, бегающие по спине, идут вперед и добиваются успеха.

Когда мужчина маленького роста даже летом ходит в ботинках на огромной платформе, да еще и внутрь, под стельки, подкладывает поролон, так что пятки торчат наружу, значит, он втайне ненавидит и боится самого себя. Он всегда строит свою жизнь, отталкиваясь от принципа «что скажут обо мне люди?», потому что постоянно находится в тревоге: а вдруг и окружающие будут также ненавидеть его, как он сам.

То же самое можно сказать о девушке, которая, не успев начать трудовую деятельность, откладывает заработанные крохи на пластическую операцию по исправлению формы носа, так как ей кажется, что именно этот чудовищный недостаток делает ее несчастной и никому не нужной. Или вот взрослая женщина, которая в пятьдесят лет натягивает суперкороткую юбку, пытаясь убедить себя, что чем моложе она будет выглядеть, тем скорее избавится от одиночества.

Все эти нервические попытки исправить замысел природы в отношении самого себя специалисты называют комплексом неполноценности. Это набор поведенческих приемов и определенного отношения к себе как к личности, не состоявшейся и не востребованной обществом по какой-либо причине.

Он возникает у человека еще в раннем детстве либо при недостатке родительского внимания, либо в результате огромной потери, либо во время психической травмы, полученной в общении с жестокими, безжалостными сверстниками, которые, как правило, беспощадны к дефектам внешности у других детей.

Осознав свою никчемность и невостребованность, свое уродство или дурной характер, человек начинает стремиться к победе над окружающими, господству и власти над близкими и дальними людьми. «Невротик предпринимает попытку избавиться от чувства неполноценности, чтобы приобрести чувство превосходства, что ошибочно с позиций человеческой культуры», — писал первооткрыватель комплекса, немецкий психолог Альфред Адлер, ученик и критик знаменитого Фрейда.

Ошибочность таких попыток он объясняет тем, что люди в своем поведении зависят и слепо следуют многим ложным и ненужным человеку для спокойной жизни установкам, которые Адлер назвал «социальными фикциями». «Что обо мне подумают?», «Чтобы добиться успеха, достаточно одного желания», «Красивых и высоких людей любят больше, чем низких и внешне заурядных» — все эти общеизвестные утверждения подталкивают человека к действиям, которые подчас чужды его характеру и не соответствуют реальному положению дел в жизни. Согласитесь, далеко не всегда красивые люди становятся благополучными и счастливыми в отличие от многих других.

Впрочем, комплекс неполноценности для многих своих обладателей становится мотором, который запускает их энергичную деятельность по утверждению себя в жизни и способствует житейским успехам, а иногда и величайшей судьбе. Наполеон, Гитлер, Ленин и Сталин, будучи людьми низкого роста, всю жизнь старались запрыгнуть повыше, пока не достигли вершин славы и власти.

Специалисты считают, что людей без этого комплекса просто не существует. Вот только присутствует он у нас в разных «дозах». Когда человек смиренно осознает, что не является ни спасителем человечества, ни его темным гением, а всего лишь обыкновенным смертным, то может извлечь из своего недуга немалую выгоду [5, 198].

Таким образом, одним из самых распространенных комплексов является застенчивость, мешающая нам вести себя легко и непринужденно в общении с другими людьми. Основывается застенчивость на нашем ощущении внутреннего дискомфорта, вызванного той или иной особенностью нашего характера, чаще всего — надуманной.

Страницы: 1 2 


Факторы, влияющие на становление социального интеллекта
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 – 7 до 9 – 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному ...

Выводы
Проблема адаптации исследуется много и довольно широко. Большое внимание в психологии, социологии, педагогике, медицине и других отраслях научного знания уделяется и рассмотрению проблемы адаптации студентов, вопросу эффективности подготовки будущих специалистов. В современных социально-экономических условиях вузовское образование осуще ...

Наркотическая зависимость
Все опиатные наркотики (героин, метадон) вызывают так называемое состояние дурмана, а также постепенно нарастающего состояния наркотического голода, свидетельствующего о наркотической зависимости. По мере употребления наркотиков усиливается физическое и психическое истощение организма, в конце концов, заканчивающееся смертью. Состояние ...