Формирование комплекса неполноценности. Почему развивается комплекс неполноценности
Страница 3

Комплекс неполноценности » Формирование комплекса неполноценности. Почему развивается комплекс неполноценности

А Вера, к сожалению, не достигла материального благополучия и вынуждена подрабатывать, чтобы одной растить детей. Но, собираясь навестить свою подругу Карину, она покупает самое дорогое вино, хотя эти деньги пригодились бы ей на другое. Обе ситуации противоестественны, так как созданы комплексом бедности, о которой Карине уже пора забыть, а Вере не пытаться безуспешно скрывать. Но они помнят и пытаются бороться, каждая по-своему.

Если сантехник приходит по вызову в помятом, но когда-то респектабельном костюме, замирает у книжного шкафа и хочет за работой невзначай обсудить стихи Кузмина - у него, скорее всего, комплекс интеллигента. Почему комплекс? Да потому, что истинным интеллигентам свойственна разборчивость (не каждый клиент им собеседник) и верность своему кругу. Возможно, в основе неожиданного поведения сантехника - неоконченное образование, преданное призвание или просто отсутствие слушателей. И сожаления о былом, несостоявшемся.

Родной брат комплекса неполноценности - комплекс вины. Человек, обидевший кого-либо (или тот, кого часто и необоснованно обвиняют), неосознанно старается оправдать свой проступок, реальный или вымышленный, приписывая "потерпевшему" различные неприятные качества - дескать, сам заслужил. "Юпитер, ты сердишься - стало быть, ты виноват".

Например, комплекс вины может лежать в основе демонстративного осуждения мужем своей бывшей жены, которая была не очень счастлива в браке. "Все-таки у нее был дурной характер!" - говорит он спустя месяц после расставания. "Все ведь согласятся, что она была сущий дьявол!" - оценивает он бывшую благоверную через год, когда он так и не предпринял попытки попросить прощения.

Неизжитой комплекс вины побуждает человека не только защищаться от потерпевшего, но и бессознательно наказывать самого себя. Поэтому они чаще других попадают в автомобильные аварии, с ними происходят несчастные случаи, постигают финансовые неудачи. То же самое, впрочем, случается и с теми, кто имеет комплекс жертвы (вариант - комплекс неудачника). Вина и готовность оказаться жертвой вообще сильно "подпитывают" друг друга.

Основная особенность людей с этими комплексами - "Что б они ни делали, не идут дела…". Неудачи сменяют одна другую: не растет кокос, нет денег, оставляет любимая, хамят собственные дети. Если рассмотреть эти события под психологическим "микроскопом", обязательно найдется созданное самим человеком обстоятельство, которое не дает его планам осуществиться. Он едет на свидание, не залив в бак бензин, и в результате опаздывает самым постыдным образом.

Он назначает важное деловое свидание на день, который сам же запланировал для командировки. Он вспоминает о детском празднике, когда поезд уже давно ушел. Все это - не вполне невинные развлечения комплексов. Разница между неудачником и жертвой состоит в том, что первый тихо смиряется и уже не поднимает головы, а второй активно ищет виноватых. Только психолог может обнаружить, чего же хочет на самом деле бессознательное "детей понедельника".

Но что же все о грустном? Есть в глубинах нашего бессознательного и кое-что еще.

Например, мы видим скромного консьержа, который тихо читает на рабочем месте заурядную книжку на японском языке. Не поднимая голоса, он обращается на "вы" к своим отпрыскам дошкольного возраста. Вид его выражает величие и скорбь. А случайный посетитель судорожно вспоминает все давно забытые "волшебные" слова и стесняется обременить занятого человека просьбой открыть дверь. Хочется принять в нем участие - срочно найти достойную работу, создать лучшие условия жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Распределение деловых ролей и управление социально психологическим климатом организации
В любой организации существует динамичное распределение определенных деловых ролей. Первая роль - чисто функциональная и вытекает из формальной структуры организации. Но вторая роль, которую Белбин назвал "ролью в группе", гораздо менее очевидна, однако она существенно важна для успешной деятельности коллектива. Путем обширны ...

Основные параметры трех стилей управления
Параметры стилей управления Виды стилей управления Авторитарный Демократический Либеральный 1. Принятие решения и определение задач Лично руководителем С учетом предложений подчиненных Одобрение и согласие с мнением подчиненных 2. Способ доведения решения Приказ, категоричное требование Совет, ...

Методы и методики
Психодиагностические методы - тестирование. Методики: 1) Методика Я (Кун и Мак-Портленд). 2) Тест «Q-сортировка (Б. Стефансон, 1958). 3) Опросник самоотношения (ОСО) (В.В.Столин). Статистические методы обработки данных: ­ Критерий U - Манна-Уитни. 1) Методика Я (Кун и Мак-Портленд). Данную методику разработали американские психо ...