Интерпретация шкал опросника:
Страница 6

Во многих исследованиях показано, что для результатов факторизации большинства шкал рейтинга и личностных опросников в первый и наиболее мощный из этих факторов, как правило, входят различныепоказателипсихическогонеблагополучия - психосоматические жалобы, признания негативных переживаний и главное - выражение неполноценности или малой ценности испытуемых в значимых для них областях (Эткинд, 1983: Мельников, Ямпольский, 1985). Таков, по-видимому, и полученный нами фактор, но применительно к самоотношению. Нам не встречалось в литературе выделение шкал с таким содержанием в системе самооценок и самоаттитюдов. Однако, учитывая современные представления о самосознании как сложном процессе аутокоммуникации и о конфликтном смысле «Я», реализуемом во внутреннем диалоге, выделение данного аспекта в системе самоотношения представляется нам целесообразным.

Шкала 9: самообвинение (10 пунктов).

Примеры пунктов:

— Когда я пытаюсь оценить себя, я, прежде всего, вижу свои недостатки.

—Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

—Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.

—Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.

—Мои мысли о себе по большей части, сводятся к обвинениям в собственный адрес.

Содержание данного фактора довольно просто интерпретировать. В него вошли пункты, связанные с интрапунитивностью, самообвинением, отрицательными эмоциями в

адрес «Я». Индивид, соглашающийся с этими утверждениями, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. В фактор не вошли утверждения, связанные с положительным отношением к себе. Это однополюсный фактор, имеющий самостоятельное значение в системе самоотношения. По-видимому, расщепление в

сознании континуума «положительное - отрицательное отношение к себе» является довольно общим механизмом, связанным с защитными функциями самосознания. Аналогичные результаты были получены и в других исследованиях.

Судя по корреляции с другими методиками, установка на самообвинение сопровождается внутренней напряженностью (по 16 ПФ), самообнаженностью и открытостью к восприятию отрицательных эмоций (по ММИЛ), существованием устойчивых аффективных комплексов, сопровождаемых тревожностью и повышенным вниманием к внутренним переживаниям, в первую очередь, отрицательного характера (по ММИЛ). Отсутствие корреляций с локусом контроля свидетельствует о том, что данные переживания могут иметь место независимо от того, приписывает ли индивид собственные неудачи и промахи себе самому или некоторым неподвластным ему обстоятельствам. Исходя из содержания фактора, он получил название «самообвинение».

Проведение опроса и интерпретация результатов

Испытуемому предъявляется тестовый буклет, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает две градации ответов: «согласен»—«не согласен», которые фиксируются испытуемым в рядом с соответствующим номером вопроса на том же бланке.

Шкальные значения подсчитываются по 9-ти шкалам с помощью специального ключа (см. таблицу 1). Полученные таким образом сырые баллы по специальной таблице переводятся в стандартные оценки—«стены»(см. таблицу 2).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Характеристика семей детей с химической зависимостью
Психотерапевт Г. Н. Луговкина говорит о том, что "довольно низкая эффективность терапии больных с химическими зависимостями традиционными методами связана с тем, что после курса лечения они возвращаются в прежнюю среду, особенно в семейную среду, химическая зависимость - это семейная болезнь. Наличие созависимости у родственника бо ...

Возрастная динамика тревожности. Особенности тревожности в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах.
Тревожность имеет ярко выраженную подростковую специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей, вне зависимости от наличия реальной угрозы или т ...

Проблема возникновения новых гипотез
При описании общих черт экспериментального метода не был затронут вопрос "откуда берутся экспериментальные гипотезы?". Их выдвигает исследователь, решая научные задачи или желая достигнуть практических целей средствами научного познания. Правил, в соответствии с которыми исследователь должен был бы выводить новые закономерност ...