Интерпретация шкал опросника:
Страница 5

Шкала 7: самопривязанность (11 пунктов).

Примеры пунктов:

—Я бы хотел оставаться таким, какой я есть ( + ).

—Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает (+).

—Мне бы очень хотелось во многом себя переделать (—).

—Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть (+).

—Мне еще много не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность» (—).

В содержании данных пунктов в первую очередь обращает на себя внимание желание или нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Данные утверждения, по-видимому, отражают некоторую ригидность Я-концепции, консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного «Я» (даже в лучшую сторону). Общий фон отношения к себе - положительный, полностью принимающий, даже с оттенком некоторого самодовольства. Даже переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному образу «Я». В последнем случае, тенденция к сохранению такого образа — один из защитных механизмов самосознания. Противоположный полюс связан с сильным желанием изменений, неудовлетворенностью собой, тягой к соответствию с идеальным представлением о себе.

Данный фактор оказался не связан с личностными или характерологическими чертами, измеряемыми другими опросниками. По своему психологическому содержанию он, по-видимому, близок к такому измерению Я-концепции, как «кристаллизация» - легкость или трудность изменения индивидом представления о себе. Фактор был - интерпретирован нами как фактор «самопривязанности».

Шкала 8: внутренняя конфликтность (15 пунктов).

Примеры пунктов:

—Порой мне кажется, что я какой-то странный.

—Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.

—Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.

—У меня нередко возникает сомнение, а таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь.

—Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.

—Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.

Хорошо видно, что содержание данных пунктов связано с наличием внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. В них просматривается тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающих на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Отрицание данных качеств может говорить о закрытости, поверхностном самодовольстве, отрицании проблем. По общему психологическому содержанию данный аспект самоотношения можно обозначить как чувство конфликтности собственного «Я». Судя по корреляциям с другими методиками, это чувство сопровождается тревожно-депрессивными состояниями, низкой самооценкой, фрустрированностью ведущих потребностей (по 16 ПФ), а также недовольством настоящей ситуацией, подчеркиванием трудностей, самоуглублением и наличием ригидных аффективных комплексов (по ММИЛ). Все это хорошо совпадает с нашей интерпретацией данной шкалы как отражающей чувство конфликтности и амбивалентности, направленное на себя. Характерно, что данные переживания связаны с внешним локусом контроля в области неудач (по УСК), то есть конфликтность и сопровождающие ее негативно эмоции обусловлены не приписыванием себе вины за неудачи, а, наоборот, связаны с трудностями локализации их истинного источника. Следует отметить, что этот фактор является наиболее мощным среди всех 9-ти факторов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Психология симпатий и антипатий
Существует немало различных интерпретаций того факта, что индивид ищет общество себе подобных. Заметим, подобных себе. Данный поиск связан с желанием был вместе, рядом, поблизости, что вряд ли диктуется необходимостью контакта с антипатичным другим. Кроме того, индивид стремится быть с подобным себе (вопрос: в чем подобным?). Эти два м ...

Характеристика проявлений типологических особенностей личности в общении.
На основе доминирования той или иной репрезентативной системы выделяют четыре характерных типа: визуальный, аудиальный, кинестетический и дискретный или дижитальный тип. Визуалы. 1. Как говорят. Говорят быстро, громко, тон голоса чистый. Быстрый темп говорения обеспечивается поверхностным, быстрым дыханием (верхняя треть легких, гру ...

Выводы
В условиях современных подходов к образованию, где ставится акцент на развитие творческой личности, проблема развития детской креативности становится наиболее актуальной. При характеристике креативности А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, A.M. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, П. Торренс, Э. Фромм и многие другие отеч ...