Интерпретация шкал опросника:
Страница 5

Шкала 7: самопривязанность (11 пунктов).

Примеры пунктов:

—Я бы хотел оставаться таким, какой я есть ( + ).

—Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает (+).

—Мне бы очень хотелось во многом себя переделать (—).

—Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть (+). торгово выставочное оборудование

—Мне еще много не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность» (—).

В содержании данных пунктов в первую очередь обращает на себя внимание желание или нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Данные утверждения, по-видимому, отражают некоторую ригидность Я-концепции, консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного «Я» (даже в лучшую сторону). Общий фон отношения к себе - положительный, полностью принимающий, даже с оттенком некоторого самодовольства. Даже переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному образу «Я». В последнем случае, тенденция к сохранению такого образа — один из защитных механизмов самосознания. Противоположный полюс связан с сильным желанием изменений, неудовлетворенностью собой, тягой к соответствию с идеальным представлением о себе.

Данный фактор оказался не связан с личностными или характерологическими чертами, измеряемыми другими опросниками. По своему психологическому содержанию он, по-видимому, близок к такому измерению Я-концепции, как «кристаллизация» - легкость или трудность изменения индивидом представления о себе. Фактор был - интерпретирован нами как фактор «самопривязанности».

Шкала 8: внутренняя конфликтность (15 пунктов).

Примеры пунктов:

—Порой мне кажется, что я какой-то странный.

—Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.

—Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.

—У меня нередко возникает сомнение, а таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь.

—Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.

—Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.

Хорошо видно, что содержание данных пунктов связано с наличием внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. В них просматривается тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающих на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Отрицание данных качеств может говорить о закрытости, поверхностном самодовольстве, отрицании проблем. По общему психологическому содержанию данный аспект самоотношения можно обозначить как чувство конфликтности собственного «Я». Судя по корреляциям с другими методиками, это чувство сопровождается тревожно-депрессивными состояниями, низкой самооценкой, фрустрированностью ведущих потребностей (по 16 ПФ), а также недовольством настоящей ситуацией, подчеркиванием трудностей, самоуглублением и наличием ригидных аффективных комплексов (по ММИЛ). Все это хорошо совпадает с нашей интерпретацией данной шкалы как отражающей чувство конфликтности и амбивалентности, направленное на себя. Характерно, что данные переживания связаны с внешним локусом контроля в области неудач (по УСК), то есть конфликтность и сопровождающие ее негативно эмоции обусловлены не приписыванием себе вины за неудачи, а, наоборот, связаны с трудностями локализации их истинного источника. Следует отметить, что этот фактор является наиболее мощным среди всех 9-ти факторов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Акцентуации характера у подростков
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности было выделено две степени ...

Выводы теоретической части
По результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы: 1. Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Они определяют содержательную сторону личности и составляют основу ее отношений к окружающему ...

Трансактный анализ общения
Трансактный анализ общения – это рациональный метод понимания поведения на основе трех состояний «Я» – «Родитель», «Взрослый», и «Ребенок», предложенный американским психологом и психиатром Эриком Берном. «Родитель» - это экспертно-контрольная инстанция нашего «Я», сосредоточение схем и правил, ранее усвоенных индивидуумом, которые под ...