Интерпретация шкал опросника:
Страница 4

Противоположный полюс шкалы говорит о сомнении в ценности собственной личности, недооценке своего духовного «Я», отстраненности и безразличии к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.

Полученный фактор хорошо соотносится с выделяемыми многими исследователями измерениями «Я как ценность». Шкала получила название «самоценность». Корреляции с другими опросниками не достигают приемлемого уровня значимости.

Шкала 6: самопринятие (12 пунктов).

Примеры пунктов:

—Можно сказать, что я себе нравлюсь.

—Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.

—Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

—Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.

—Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я, в конце концов, не согласился.

Судя по содержанию пунктов, в основе фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Фактор связан с одобрением своих планов и желаний, снисходительным, дружеским отношением к себе.

Данный фактор, также как и предыдущий, не имеет противоположного полюса—утверждений, связанных с негативным отношением к себе. Складывается впечатление, что его противоположным полюсом является фактор самообвинения (мы рассмотрим этот фактор ниже). Тем не менее, в феноменологическом пространстве индивидов они оказываются разделенными. Отсюда следует, что понижение, например, симпатии не обязательно должно вести к повышению самообвинения. Опираясь на этот феномен, В. В. Столин предположил существование своеобразного механизма «предохранительного клапана», защищающего симпатию, и заложенного уже в самом строении самоотношения

Обращает на себя внимание полное отсутствие корреляций данного фактора с различными личностными чертами и характерологическими особенностями измеряемыми опросниками ММИЛ и 16 ПФ. Это говорит о том, что чувства и переживания, лежащие в основе данного фактора, не ассоциируются испытуемыми с их личностны проявлениями. По-видимому, данное измерение самоотношения имеет свою специфическую природу. На первый взгляд несколько неожиданны отрицательные корреляции данного фактора с локусом контроля. Казалось бы, самопринятие что, по нашему мнению, составляет основное содержание данного фактора должно быть связано с интернальностью, с приписыванием себе причин и ответственности за результаты собственной деятельности. Результаты же говорят об обратном. Возможно, объяснение этих результатов следует искать в феномене так называемой «защитной» экстернальности, связанной с тем, что экстерналы, в отличие от интерналов, в меньшей мере склонны вытеснять свои неудачи, так как они заранее принимают внешние, экстернальные факторы в качестве объяснения успеха и неудачи. Но если экстерналам проще принять свои неудачи, то по-видимому, должно быть проще принять в себе и те и иные негативные личностные черты, наличие которых так не связывается экстерналами с проявлениями собственного «Я». И действительно, такие данные были подтверждены экспериментально В целом же, мы уже упоминали, содержание фактора хорошо согласуем с тем кругом эмоций и переживаний, который принято называть термином «самопринятие».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Опросник Басса- Дарки
Можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональным переживаниями: гнев, враждебность). В практике психол ...

Причины и условия, вызывающие межличностные конфликты
1. Группа причин, порожденных процессом деятельности: технологическая взаимозависимость и взаимосвязь работников, когда действия одного негативно влияют на эффективность действий другого. Например, выполнение задания бригадой, командой, когда действия одного ставят под удар действия всех; перенос проблем, решаемых по вертикали, на гориз ...

Барьеры общения
Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, характеры, разное самочувствие. Чтобы успешно преодолеть такие психологические барьеры, следует вооружиться элементарными знани ...