Интерпретация шкал опросника:
Страница 4

Противоположный полюс шкалы говорит о сомнении в ценности собственной личности, недооценке своего духовного «Я», отстраненности и безразличии к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.

Полученный фактор хорошо соотносится с выделяемыми многими исследователями измерениями «Я как ценность». Шкала получила название «самоценность». Корреляции с другими опросниками не достигают приемлемого уровня значимости.

Шкала 6: самопринятие (12 пунктов).

Примеры пунктов:

—Можно сказать, что я себе нравлюсь.

—Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.

—Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

—Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.

—Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я, в конце концов, не согласился.

Судя по содержанию пунктов, в основе фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Фактор связан с одобрением своих планов и желаний, снисходительным, дружеским отношением к себе.

Данный фактор, также как и предыдущий, не имеет противоположного полюса—утверждений, связанных с негативным отношением к себе. Складывается впечатление, что его противоположным полюсом является фактор самообвинения (мы рассмотрим этот фактор ниже). Тем не менее, в феноменологическом пространстве индивидов они оказываются разделенными. Отсюда следует, что понижение, например, симпатии не обязательно должно вести к повышению самообвинения. Опираясь на этот феномен, В. В. Столин предположил существование своеобразного механизма «предохранительного клапана», защищающего симпатию, и заложенного уже в самом строении самоотношения

Обращает на себя внимание полное отсутствие корреляций данного фактора с различными личностными чертами и характерологическими особенностями измеряемыми опросниками ММИЛ и 16 ПФ. Это говорит о том, что чувства и переживания, лежащие в основе данного фактора, не ассоциируются испытуемыми с их личностны проявлениями. По-видимому, данное измерение самоотношения имеет свою специфическую природу. На первый взгляд несколько неожиданны отрицательные корреляции данного фактора с локусом контроля. Казалось бы, самопринятие что, по нашему мнению, составляет основное содержание данного фактора должно быть связано с интернальностью, с приписыванием себе причин и ответственности за результаты собственной деятельности. Результаты же говорят об обратном. Возможно, объяснение этих результатов следует искать в феномене так называемой «защитной» экстернальности, связанной с тем, что экстерналы, в отличие от интерналов, в меньшей мере склонны вытеснять свои неудачи, так как они заранее принимают внешние, экстернальные факторы в качестве объяснения успеха и неудачи. Но если экстерналам проще принять свои неудачи, то по-видимому, должно быть проще принять в себе и те и иные негативные личностные черты, наличие которых так не связывается экстерналами с проявлениями собственного «Я». И действительно, такие данные были подтверждены экспериментально В целом же, мы уже упоминали, содержание фактора хорошо согласуем с тем кругом эмоций и переживаний, который принято называть термином «самопринятие».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях
Поскольку развод становится все более распространенным явлением, особую важность приобретает вопрос о его влиянии на подростков. По мнению многих врачей-психиатров и психологов, развод родителей является главным негативным событием в жизни подростка, причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция подрост ...

Организация педагогической поддержки детей дошкольного возраста
Современное образование, ориентирующее педагогов на усиление личностного аспекта в развитии дошкольников, активизацию их субъектных отношений в познании себя и окружающего мира, обусловливает необходимость построения воспитательного процесса в детском саду на основе реальных возможностей и способностей детей [21;88]. Цель педагогическо ...

Труд, как фактор воздействия на личность
Труду как особому фактору воздействия всегда отводилось особое место. Причина этого заключается в том, что труд является специфической человеческой деятельностью, формирующей личность. Труд является тем мерилом, по отношению к которому измеряется общественная ценность человека. Как правило, труд сам по себе не перевоспитывает, а предохр ...