Интерпретация шкал опросника:
Страница 2

Применение

опросника МИС возможно при решении широкого круга научных и практических задач. Опросник может оказаться особенно полезным в таких сферах практической психологии как психологическое консультирование, групповая и индивидуальная психокоррекция и психотерапия, которые, как известно, непосредственно связаны с воздействием на самоотношение клиента или пациента.

Краткое описание шкал:

Шкала 1: закрытость—открытость (14 пунктов).

Примеры пунктов, входящих в эту шкалу:

—Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть(-).

—Мне случалось совершать поступки, которым вряд ли можно найти оправдание(-).

—Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин(+).

—Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои(+).

—Я не способен причинить душевную боль самым любимым и родным мне людям(+).

Фактор связан с социальной смелостью и отсутствием внутренней напряженности (по 16ПФ), с хорошей социальной приспособленностью, отрицанием проблем, депрессивных состояний и аутичности (по ММИЛ), а также с внутренним локусом контроля, преимущественно в сфере достижений (по УСК). Эти данные хорошо согласуются с содержанием пунктов.

Шкала 2: самоуверенность (14 пунктов).

Похожие факторы, такие как самоуважение, чувство компетентности, выделяются многими исследователями. Пункты именно такого содержания лежат в основе большинства шкал глобальной самооценки или общего самоуважения. Данный фактор был назван нами «самоуверенность».

Примеры пунктов:

—Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах (+).

—Я - человек надежный (+).

—Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом (+).

—Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя (+).

—Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему (—).

—Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих ( + ).

Данный фактор задает отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать.

Положительный полюс соответствует самоуверенности, высокому самоотношению, ощущению силы своего «Я». Отрицательный полюс связан с неудовлетворенностью собой.

Шкала 3: саморуководство (12 пунктов).

Примеры пунктов:

—Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.

—Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.

—Я сам создал себя таким, каков я есть.

—Ко мне относятся так, как я того заслужил.

—Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.

—То, что со мной случается - это дело моих собственных рук.

Данный фактор можно интерпретировать как отражающий представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам. Человек с высоким баллом по шкале отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность, деятельность и общение; считает, что его судьба находится в его собственных руках, испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Кроме этого, ряд пунктов отражает мнение индивида о способности эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя. Противоположный полюс фактора связан с верой субъекта в подвластность его «Я» внешним обстоятельствам, плохой саморегуляцией, размытым локусом «Я», отсутствием тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом. Содержание фактора хорошо согласуется с полученными корреляциями. Хорошие возможности саморегуляции и самореализации связаны с отсутствием внутренней напряженности (по 16 ПФ). Положительный полюс фактора содержит, в основном, социально-одобряемые качества, с чем связана, по-видимому, корреляция со шкалой социальной желательности (по ММИЛ). Конструкт, лежащий в основе этого измерения, близок по содержанию к такой психологической переменной, как локус контроля, о чем и говорят корреляции с интернальностью (по УСК). Тем не менее, содержание этого фактора имеет специфику по отношению к

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Мужчина и женщина на производстве. Пол и выбор профессии
Вечен ли спор о преимуществах мужчины или женщины? А может быть дело не в преимуществе, а во взаимном дополнении. И какими бы не были доводы оппонентов, очевидно, что знание различий психологии полов в работе с людьми просто необходимо. Исследованиями установлено некоторое преимущество мужчин в пространственной и временной ориентации, в ...

Наркотическая зависимость
Все опиатные наркотики (героин, метадон) вызывают так называемое состояние дурмана, а также постепенно нарастающего состояния наркотического голода, свидетельствующего о наркотической зависимости. По мере употребления наркотиков усиливается физическое и психическое истощение организма, в конце концов, заканчивающееся смертью. Состояние ...

Психологические особенности преступников- профессионалов
Профессиональная преступность связана с получением по­стоянного противоправного дохода. Однако профессиональную преступность следует связывать не только с понятием «доход», но и с социально-психологическим понятием «профессиональ­ность», понимаемым как устойчивое, постоянное занятие, осу­ществляемое хорошо отработанными, стереотипизиров ...