Интерпретация шкал опросника:
Страница 2

Применение

опросника МИС возможно при решении широкого круга научных и практических задач. Опросник может оказаться особенно полезным в таких сферах практической психологии как психологическое консультирование, групповая и индивидуальная психокоррекция и психотерапия, которые, как известно, непосредственно связаны с воздействием на самоотношение клиента или пациента.

Краткое описание шкал:

Шкала 1: закрытость—открытость (14 пунктов).

Примеры пунктов, входящих в эту шкалу:

—Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть(-).

—Мне случалось совершать поступки, которым вряд ли можно найти оправдание(-).

—Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин(+).

—Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои(+).

—Я не способен причинить душевную боль самым любимым и родным мне людям(+).

Фактор связан с социальной смелостью и отсутствием внутренней напряженности (по 16ПФ), с хорошей социальной приспособленностью, отрицанием проблем, депрессивных состояний и аутичности (по ММИЛ), а также с внутренним локусом контроля, преимущественно в сфере достижений (по УСК). Эти данные хорошо согласуются с содержанием пунктов.

Шкала 2: самоуверенность (14 пунктов).

Похожие факторы, такие как самоуважение, чувство компетентности, выделяются многими исследователями. Пункты именно такого содержания лежат в основе большинства шкал глобальной самооценки или общего самоуважения. Данный фактор был назван нами «самоуверенность».

Примеры пунктов:

—Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах (+).

—Я - человек надежный (+).

—Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом (+).

—Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя (+).

—Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему (—).

—Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих ( + ).

Данный фактор задает отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать.

Положительный полюс соответствует самоуверенности, высокому самоотношению, ощущению силы своего «Я». Отрицательный полюс связан с неудовлетворенностью собой.

Шкала 3: саморуководство (12 пунктов).

Примеры пунктов:

—Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.

—Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.

—Я сам создал себя таким, каков я есть.

—Ко мне относятся так, как я того заслужил.

—Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.

—То, что со мной случается - это дело моих собственных рук.

Данный фактор можно интерпретировать как отражающий представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам. Человек с высоким баллом по шкале отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность, деятельность и общение; считает, что его судьба находится в его собственных руках, испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Кроме этого, ряд пунктов отражает мнение индивида о способности эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя. Противоположный полюс фактора связан с верой субъекта в подвластность его «Я» внешним обстоятельствам, плохой саморегуляцией, размытым локусом «Я», отсутствием тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом. Содержание фактора хорошо согласуется с полученными корреляциями. Хорошие возможности саморегуляции и самореализации связаны с отсутствием внутренней напряженности (по 16 ПФ). Положительный полюс фактора содержит, в основном, социально-одобряемые качества, с чем связана, по-видимому, корреляция со шкалой социальной желательности (по ММИЛ). Конструкт, лежащий в основе этого измерения, близок по содержанию к такой психологической переменной, как локус контроля, о чем и говорят корреляции с интернальностью (по УСК). Тем не менее, содержание этого фактора имеет специфику по отношению к

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Причины и виды жестокого обращения с детьми
Подростки часто страдают в собственных семьях от жестокого обращения, под которым понимается умышленное нанесение физического или психического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведения до самоуби ...

Факторы, влияющие на успех социальной адаптации
Успех адаптации зависит, по крайней мере, от трех групп факторов. К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, мораль, правосознание, этика, нравственность, образование, специальность, трудовые навыки и т. д. Ко второй - условия внешней среды, окружающей личность ...

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. ...