Психология симпатий и антипатий
Страница 8

Материалы » Психология симпатий и антипатий

Привлекательность — непривлекательность, как эмоциональный системообразующий компонент, меняет как когнитивную, так и регулятивную составляющую. Таким образом, сотрудничество — соперничество (практический, регулятивный компонент) влияет на когнитивный (видение сходства—различия) и на аффективный (привлекательность— непривлекательность). Все три компонента могут "детерминировать" друг друга последовательно или одновременно, создавая специфические формы общения и межличностных отношений.

Специальный эксперимент М. Лернера не подвергает сомнению положение о том, что внешние условия вторичны при образовании неофициальных связей. В эксперименте подчеркивается особая сложность и интенсивность условий, в которых происходит возникновение межличностного притяжения, симпатий (привлекательности) и отталкивания, антипатии (непривлекательности). Ведущим же фактором взаимных отношений, безусловно, являются сотрудничество — соперничество (регулятивный компонент) в потребность в общении (или ее отсутствие). Значение установок и "я — концепций" (когнитивный компонент взаимодействия) должно быть производным реальных условий взаимодействия людей.

В тоже время, оценивая исследования, посвященные роли воспринимаемого подобия в установках и "я — концепциях", следует признать их значение особенно на первых этапах установления контактов между людьми. На схеме систематизированы основные факторы, в большей или меньшей мере определяющие характер межличностных отношений.

Если каждая отдельная детерминация может быть и незначительной, то их определенное соединение в систему в значительной мере предопределяет отношения особенно на первых этапах общения и совместной работы.

Система факторов-условий межличностной привлекательности может существенно дополнить исследования, в которых изучаются реальные отношения и общение людей. Балансные модели Хайдера и Ньюкома явились исключительно важным и удобным инструментом анализа межличностной привлекательности, хотя они и не могут в равной мере применяться для объяснения всех видов взаимодействия людей.

Следует различать степень взаимосвязанности партнеров по общению и совместной работе. Она может иметь различные характеристики — от очень незначительной и случайной (например, отношения попутчиков и отношения знакомства), до существенной и постоянной связи (родственные и супружеские отношения, включающие материальную зависимость). Важно также учитывать специфику однополых и разнополых связей, возрастных особенностей, образования, сохранения и распада отношений.

Кроме значения сходства в установках, "я — концепциях" и условий предполагаемого и действительного сотрудничества, целесообразно принимать во внимание реальное {объективное) сходство и различие людей. Логика исследований привела психологов к необходимости изучения не только сиюминутных процессов и состояний межличностной привлекательности, но и устойчивых связей между людьми. Данные устойчивые отношения определяются в большей мере свойствами личности. В структуре процессов, состояний и свойств личности, регулирующих межличностные отношения, выделяются три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий (практический). Их одновременное или последовательное проявление дает возможность фиксировать взаимопонимание, сопереживание и взаимовлияние в межличностных отношениях.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Самоподерепление
С точки зрения социально-когнитивной теории, многие наши поступки регулируются самоналагаемым подкреплением. Бандура утверждает даже, что в, основном поведение человека регулируется посредством подкрепления самого себя. Самоподкрепление имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказываю ...

Динамические процессы в малой группе
Исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой «статики» группы: определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально- психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения: · необх ...

IV стадия. Школьный возраст (Латентная)
Четвертая стадия развития длится от 6 до 12 лет («школьный возраст») и называется, по Эриксону, временем «психосексуального моратория». Фрейд называет эту стадию латентной, т.к. неистовые сексуальные влечения находятся в спячке. Но это лишь временное затишье перед бурей полового созревания. В начале этого периода ребенок осваивает элем ...