Введение

В литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения понятий характера и личности:

1) характер и личность практически отождествляются – эти термины употребляются синонимично;

2) характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура;

3) личность понимается как специфическая часть характера;

4)характер и личность рассматриваются как "пересекающиеся" образования. Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. Кратко выражая суть различий между личностью и характером, можно сказать, что черты характера выражают то, как действует индивид, а черты личности то, ради чего он действуют. Очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применением одних и тех же способов можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной цели разными способами.

Проблема влияния характера на формирование личности имеет не только важное теоретическое, но также исключительно важное значение для практики воспитания и самовоспитания, так как прямо подводит к вопросам о методах воспитания детей с учетом их характеров, о способах профилактики и разрешения напряжений, создаваемых различными характерами в межличностных отношениях, о природе и путях разрешения некоторых внутренних проблем личности.

Проявления характера гораздо более непосредственны, чем личности: проявляя характер, субъект скорее побуждается тем, что ему "естественно", что "хочется" или "не хочется"; действуя как личность, он скорее руководствуется тем, что "должно" и "что следует делать".

С развитием личности он начинает жить более нормативно – не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это можно выразить общей формулой: личность в своем развитии "снимает" характер. Имеется попытка разработки положения о снятии характера личностью. Согласно Лазурскому, выделяются три уровня зрелости взрослой личности: низший, средний и высший.

Для характеристики личностей каждого уровня используются различные понятийные средства, суть различий которых состоит в том, что при переходе от низшего уровня к высшему акцент перемещается с эндопсихики на экзопсихику: если нижний уровень классифицируется по признаку того, как живут и действуют субъекты, то высший – по видам ведущей деятельности, по тому, ради чего они живут. Можно сказать, что при переходе от низшего уровня к высшему, из описания индивидуальности исключаются черты характера и заменяются свойствами личности. Тогда личность оказывается не в состоянии преодолеть или переработать свой характер, и он становится существенной детерминантой поведения, а то и тормозом в развитии личности (что наблюдается при психопатиях).

Цель работы: определить общее и различное в понятиях характер и личность.

Исходя из цели работы, следует выполнить ряд задач:

- рассмотреть понятие и структуру личности;

- дать характеристику характера человека;

- выявить общее и различное в понятии характера и личности;

- провести диагностику состояний и свойств личности.

Работа состоит из двух глав, заключения и списка литературы.


Факторы, препятствующие психологическому развитию.
Обсуждая главные препятствия для роста и развития человека, Адлер прежде всего отмечал три негативных обстоятельства, связанных с детством: органическую неполноценность, избалованность и заброшенность. Он подчеркивал, что все неврозы взрослых имеют свои корни в попытках преодолеть чувство неполноценности, которое приводит к все увеличив ...

Методы нормализации состояния в стрессовой ситуации
Бывает, что мы находимся внутри стрессовой ситуации, и от нашей способности «держать себя в руках» и не поддаваться на провокации со стороны собеседника зависит исход деловых переговоров. Психолог Наталия Раннала предлагает следующие методы работы над своим состоянием, выполнить которые несложно после некоторой тренировки: · по возможн ...

Профессиография
Профессиография - технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосо ...