Заключение

Одной из самых актуальных задач в работе с молодежью становится сейчас работа по профилактике различного рода зависимостей.

Что такое негативная зависимость? Откуда берется? Можно ли от нее освободиться? Если можно, то как? Кто профессионально не только должен, но и сможет заниматься профилактикой этого явления?

Вопрос о том, как предотвратить возникновение зависимости, к которой молодой человек еще не приобщен, как "застраховать" от попадания в ту или иную зависимость - это, на наш взгляд, вопрос эффективного воспитания и общественного доверия. Создание системы личностно ориентированных воздействий на объект профилактики и организация активного (субъектного) участия в этом процессе самого объекта и есть психологический аспект в решении проблем профилактики негативных зависимостей.

Создание такого рода системы возможно лишь при ясном понимании самого феномена негативной зависимости, алгоритма (генеза) ее возникновения, условий ее формирования, структуры потребностей и интересов современной молодежи, форм и методов предупреждения зависимости и главное - субъекта профилактики. Учитель, который сам не обучен, приносит больше вреда чем пользы. Те, кто в большинстве своем, занимаются решением данной проблемы сегодня, судя по результатам их работы, катастрофически некомпетентны. Это касается учреждений образования, и органов здравоохранения. Их отчеты, как ни странно, переполнены победными достижениями.

Негативные зависимости, при всем их многообразии, имеют между собой общую социально-психологическую природу, форму ее влияния на человека, сложность осознания уже возникшей зависимости и трудность безущербного для личности освобождения из-под ее "ловушек". Самая надежная защита личности - защита ее изнутри, внутренняя психологическая устойчивость.

Часто встает вопрос: "Кто должен заниматься профилактикой?" И обнаруживается, что никто ей всерьез не занимается или что предпринимаемые усилия оказываются бесплодными. Причинами этого являются не какие-то организационные ошибки или чья-то недобросовестность. Трудно назвать какой-то социальный институт, ставящий своей задачей защиту, поддержание и развитие свободы личности. В этой ситуации любые успехи в профилактике - скорее случайности, отклонение от правил. И тогда встает вопрос: "А способны ли существующие социальные институты осознавать свои ограничения и ставить своей главной задачей поддержание того, что не вписывается в их рамки, иметь и нарабатывать опыт в этом направлении?"

По-прежнему неопределенным является вопрос о том, усилиями каких специалистов - педагогов, врачей, психологов, должна вестись работа с молодежью по профилактике игровой зависимости.

Очевидно одно: усилия педагогов недостаточны с силу их низкой осведомленности в вопросах игровой зависимости, а усилия медиков ограничены недостаточностью навыков работы с детьми. И в том, и в другом случае мы сталкиваемся с различными аспектами некомпетентности, сформировавшими господствующую ныне модель профилактики, основа которой - запугивание и дезинформация.

Эффектом от включения в субкультуру игровой зависимости является переживание себя "могущим", но это одновременно выступает условием формирования психологической зависимости. Сама по себе игровая субкультура является "ловушкой" для подростка и непонятна для взрослого. Взрослость не приходит просто с возрастом, а является результатом разрешения определенных проблемных ситуаций.

Центральная идея профилактической программы должна состоять в реализации системного психокоррекционного воздействия, направленного на укрепление психического здоровья и благополучие подростка, развитие и стабилизацию факторов устойчивости к зависимости.


Социальные типы характера по Фромму
Эрих Фромм, обсуждая «биологическое несовершенство» человека, отмечал, что первый признак, отличающий человеческое существование от животного, имеет отрицательную характеристику, а именно – относительную недостаточность инстинктивной регуляции в процессе адаптации к окружающему миру. Способ адаптации животных, пишет Фромм, повсеместно о ...

Роль комплекса неполноценности в жизни личности
Комплекс неполноценности, с которого Адлер начал разработку своей концепции, не следует понимать, как нечто патологическое, указывающее на болезнь. Неполноценность – нормальное, естественное для человека чувство. Адлер даже сформулировал афоризм: «чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности». Как же это по ...

Категория общения в социальной психологии
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Категория «общение», напоминает А. Л. Журавлев, является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», ...