Гуманистическая школа. Абрахам Маслоу

Материалы » Идея развития личности в истории психологии » Гуманистическая школа. Абрахам Маслоу

А. Маслоу считал, что точная и жизнеспособная теория личности должна рассматривать не только глубины поведения личности, но и высоты, которых может достичь каждый индивид.

«Мы никогда не разберемся в человеке, если будем по-прежнему игнорировать его высшие устремления. Такие термины как "личностный рост", "самоактуализация", "стремление к здоровью", "поиск себя и своего места в мире", "потребность в совершенстве" (и другие, обозначающие устремление человека "ввысь") следует принять и широко употреблять уже потому, что они описывают общие, а, быть может, даже универсальные человеческие тенденции.

Принадлежность к роду человеческому дает человеку право дочеловечиваться, то есть воплощать в действительность все потенциально присущие ему человеческие возможности. Человечность как принадлежность к человечеству должна определяться не только в терминах бытия, но и в терминах становления. Мало родиться человеком, нужно стать им. В этом смысле младенец – не более чем возможный человек, ему еще предстоит дорасти до человечности, и в этом ему должны помочь семья, общество и культура

Это понимание, в свою очередь, поставит перед нами весьма деликатную задачу поиска и раскрытия характера, конституции, скрытых наклонностей каждого индивидуума, с тем, чтобы индивидуум мог расти и развиваться в своем стиле, индивидуальном и неповторимом.»[16]

Понятие высот, развития и человеческого роста А.Маслоу связывал, прежде всего, с понятием самоактуализации.

В основу теории «иерархии потребностей» А. Маслоу (рис 1) легли следующие утверждения:

· Все человеческие потребности можно условно разделить на 5 групп: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в любви и принадлежности, потребность в уважении и потребность в самоактуализации.

· Все группы потребностей находятся в отношениях иерархии. То есть существуют потребности пяти уровней: от самого низкого до самого высокого.

· В процессе удовлетворения потребностей человек движется от базовых (физиологических) до высших (в самоактуализации), что соответствует движению от основания пирамиды к её вершине.

· Потребности каждой ступени могут быть удовлетворены только при условии удовлетворения всех потребностей более низких уровней.

·

Рис 1 – иерархия потребностей по А.Маслоу

Физиологические потребности включают в себя потребность в пище, питье, кислороде, сне и сексе. Однако если биологические потребности не удовлетворяются соответствующим образом, то индивид почти полностью посвящает себя поискам возможностей для их удовлетворения. Некоторые психологические потребности тоже следует удовлетворять, чтобы сохранить здоровье. К основным психологическим потребностям А. Маслоу относит: потребность в безопасности, защите, потребность стабильности; потребность любви и чувства принадлежности, а также потребность в самоуважении и оценке. Дополнительно каждый индивид имеет потребности роста: потребность развивать свои потенциальные возможности и способности, а также потребность самоактуализации. Однако стремление к самоактуализации не может проявиться, пока у индивида доминируют потребности более низкого уровня, такие, как потребность в безопасности или потребность в уважении.[17]

Маслоу в общих чертах определял понятие самоактуализации как «полное применение талантов, способностей, потенциалов и т. д.»

Самоактуализация — не застывшее состояние. Это действующий процесс, при котором способности индивида применяются полностью, творчески и радостно.

Обычно самоактуализирующиеся люди смотрят на жизнь более свободно. Они не слишком эмоциональны и более объективны, они не позволят надеждам, страхам, а также попыткам защитить свое «я» разрушить те представления, которые они вынесли из своих наблюдений. Маслоу обнаружил, что все они без исключения полностью отдают себя своей работе или делу. Для личностного роста важны два требования: посвящение себя чему-то более высокому, чем собственное «я», и успешное выполнение поставленной задачи. Креативность, непосредственность, смелость и упорная работа — это основные характерные черты самоактуализирующихся людей.


Феноменологическое направление
В феноменологическом направлении психологии личности, разработанном Карлом Роджерсом, центральное место занимает положение, что поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Также подразумевается, что люди способны строить свою судьбу и по своей сути являются целеустремлёнными, заслуживающими доверия и ...

Обзор литературы. Власть и её виды
Начиная с начала ХХ века, организации пытаются любыми средствами повышать производительность труда персонала, что часто вызывает отрицательные последствия и временами приводит к убыткам, поскольку людей пытаются сделать слепыми исполнителями, механически отвечающими на любой сигнал бюрократической системы внутри организации. Во многих з ...

Экспериментальное исследование волевых качеств подростков. Анализ результатов, полученных после проведения методики изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.
Данная методика представляет собой анкету, содержащую 24 вопроса. Отвечая на них, подросток имеет выбор из 5 ответов, каждый их которых оценивается по пятибалльной системе. Вопросы непосредственно касаются оценки подростком своих действий в разных ситуациях. Мною было сделано предположение, что по меньшей мере, у 30% испытуемых уровень ...