Введение

На современном этапе развития общества, науки, появления новых высоких технологий повышается риск возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий, в связи с чем особую остроту приобретает поиск ресурсных возможностей специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а именно - специалистов пожарно-спасательных формирований.

По данным статистики в 2007 г. в Российской Федерации ежедневно происходило 579 пожаров, при которых погибало 44 человека и 37 человек получали ожоги и травмы. Ежедневный материальный ущерб от пожаров составил 23,4 млн. рублей. Усилиями подразделений пожарно-спасательной службы МЧС России спасено на пожарах 98 тыс. 363 человека и материальных ценностей на сумму более 38,1 млрд. рублей [5].

Во всем мире профессия пожарного-спасателя считается одной из самых опасных. Даже маленький пожар может преподнести коварный сюрприз: например, взорвется баллон с газом или загорится оголенный электропровод. Пожарные оказывают помощь людям, попавшим в беду, часто рискуя своей жизнью.

Профессия пожарного-спасателя, безусловно, одна из самых опасных. Ведь это и работа в экстремальных ситуациях, и риск для жизни, и огромная ответственность за других людей. В экстремальных ситуациях пожарному-спасателю необходимо оценить ситуацию, принять правильное решение и при этом иметь адекватное поведение. Эффективность профессиональной деятельности пожарных-спасателей зависит как от генетически обусловленных свойств личности, так и от профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе деятельности.

Изучение особенностей профессии пожарного-спасателя и психофизиологических особенностей сотрудника пожарно-спасательной службы встречается в работах Нецкого Г.О., Леви М.В., Чурсина И.Г., Медведева В.И., Ефановой И.Н., Марьина М.И., Ловчана СИ. И др. );

Актуальность проблемы в том, что профессиональная деятельность специалистов пожарно-спасательных служб, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, протекает в особых условиях и характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов, воздействие которых при недостаточном развитии профессионально важных качеств приводит к снижению эффективности выполнения деятельности, профессиональному выгоранию и психосоматическим нарушениям.

В связи с этим возникает потребность диагностике профессионально важных качеств работников пожарно-спасательной службы МЧС с целью выявления тех сторон личности, которые нуждаются в развитии или коррекции.

Цель: исследование профессионально важных качеств работников МЧС

Предмет: профессионально важные качества работников МЧС

Объект: работники пожарно-спасательной службы МЧС г. Кирова

Гипотеза: предположим, что работники МЧС должны обладать следующими профессионально важными качествами: эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, развитое техническое мышление, высокий уровень памяти и внимания.

С учетом цели и гипотезы исследования, в рамках курсовой работы предполагается обозначить решение следующих задач:

1. Проанализировать литературные источники по проблеме профессионально важных качеств работников МЧС;

2. Продиагностировать профессионально важные качества работников МЧС;

3. Разработать рекомендации по развитию профессионально важных качеств для работников МЧС.

Методы: теоретический анализ литературы, тестирование, методы математической обработки результатов исследования.

Методики:

1. Тест зрительной и слуховой памяти R. Meili;

2. Опросник Айзенка;

3. Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова):

4. Тест механической понятливости Беннета;

5. Методика определения скорости переключения внимания (ПВ) (на красно-черных таблицах Шульте-Платонова)

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материала по проблеме профессионально важных качеств работников пожарно-спасательной службы МЧС.

Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы для разработки системы психологического обеспечения формирования профессионально важных качеств сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС.


Основные источники артефактных выводов
Можно выделить два основных пути к ошибочным, или артефактным, выводам: q проведение невалидного эксперимента и вследствие этого принятие ошибочных решений о результатах действия переменных (т.е. о полученных экспериментальных эффектах); q недостаточный контроль за выводом, т.е. нарушение правил гипотетико-дедуктивного рассуждения и о ...

Характер и особенности развития детей в дошкольный период
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, суще ...

Теоретические аспекты развития ценностных ориентаций. Понятие ценностей и ценностных ориентаций личности
Определение понятия – «ценностные ориентации» Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. По мнению фи ...