Закономерности и движущие силы психического развития ребенка
Закономерности проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза.
1. Неравномерность и гетерохронность психического развития.
Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления, одни идут впереди остальных, являясь базой для других. В младенчестве интенсивно развиваются органы чувств, в раннем возрасте – речь, предметная деятельность.
Сенситивные периоды – наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, обостряется чувствительность к определенным воздействиям.
2. психическое развитие протекает стадиально, имея сложную специализацию во времени.
Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом. Наиболее быстро психическое развитие идет от 0 до 3 лет. Стадии нельзя перестраивать или изменить, каждая имеет свою ценностью Важно не ускорять, а обогащать психическое развитие. Стадии психического развития характеризуются 3 компонентами:
1. Социальная ситуация развития – соотношение внешних и внутренних условий развития психики.
2. Ведущая деятельность – деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития, формирования личностных новообразований, происходит перестройка психических процессов, возникают новые виды деятельности.
3. Возрастные новообразования – новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте, которые определяют преобразования в сознании ребенка.
Т.О. Л.С. Выготский сформулировал основной закон психического развития:
«Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей возрастной ступени».
3. В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств, качеств.
4. На протяжении психического развития происходит смена причин, которые его определяют.
1. меняется взаимосвязь биологических и социальных причин,
2. иное соотношение социальных причин.
5. Психика отличается пластичностью.
Движущие силы психического развития - это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.
Факторы психического развития личности - это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле слова.
Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек. Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.
Предпосылки психического развития личности - это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ее психического развития.
Они бывают внешними и внутренними. Внешними предпосылками психического развития личности выступают качество и особенности воспитания человека. Внутренними предпосылками развития личности выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.
Мотив достижения и склонность к риску. Модель выбора
риска.
Объяснение поведения с точки зрения взаимодействия личностных диспозиций и ситуационных детерминантов, в рамках исследований мотивации достижения оказалось наиболее результативным. Как выяснилось, решающую роль при этом сыграла модель выбора риска (risk-taking model) Y.W. Atkinson. (57)
Эта модель восходит к семейству теорий «ожидаемой ...
Как они умеют взаимно подстраиваться
Во втором полугодии жизни ребенок переходит на стадию делового общения. Этот переход сопровождается следующими признаками. Младенец уклоняется от ласки взрослого, не хочет сидеть у него на руках без какого-либо занятия, не проявляет прежнего интереса только к эмоциональному общению.
В 6-7 месяцев младенец старается привлечь маму к совм ...
Семья как важнейший институт социализации и один
из факторов формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личности
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. ...