Межличностный конфликт. Причины, вызывающие конфликты

Материалы » Предмет науки управления и основные этапы ее развития » Межличностный конфликт. Причины, вызывающие конфликты

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений, взглядов и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

В числе основных структурных компонентов конфликта можно выделить следующие:

объект конфликта, - социальное явление (зачастую спорный вопрос, проблема), вызвавшее данную конфликтную ситуацию

участники (оппоненты) конфликта, это отдельные лица, группы людей и даже организации

конфликтная ситуация,

инцидент.

Наряду с основными структурными элементами конфликта, существуют и дополнительные, служащие фоном. К ним необходимо отнести следующее.

Условия протекания. Характер любого разногласия существенно определяется внешней средой, в которой возникает конфликт. Основными параметрами могут быть: пространственно-временные (место осуществления и время, в течение которого конфликт должен быть разрешен); социально-психологические (климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и состояние участников конфликта); социальные (вовлеченность в конфликт интересов различных социальных групп: половых, семейных, профессиональных, этнических, национальных и др.).

Возможные исходы конфликтных ситуаций: полное или частичное подчинение другого; компромисс; прерывание конфликтных действий; интеграция и др.

Динамика возникновения и развития конфликта. В реализации конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии: возникновение объективной конфликтной ситуации; осознание участниками объективной конфликтной ситуации; переход к конфликтному поведению; разрешение конфликта.

Типология конфликтов. Существует несколько оснований типологии конфликтов. По направленности конфликты делятся на: горизонтальные (то есть в них не задействованы лица, находящиеся друг у друга в подчинении); вертикальные (то есть между руководителями и подчиненными). Эта разновидность конфликтов составляет от 70 до 80%; смешанные (то есть между руководителями и подчиненными по социальному статусу, но не находящимися в прямой соподчиненности).

По источнику возникновения обычно выделяют: личностные конфликты (синонимы: внутриличностные, внутренние, интрасубъективные, интраперсональные, психологические), которые возникают при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у человека; межличностные конфликты. Эта разновидность конфликтов возникает при наличии проблемной ситуации, в которой личности преследуют несовместимые цели; придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом; одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели; межгрупповые конфликты. В качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели. Часто этот вид конфликтов является результатом межличностного, когда его оппоненты поддерживаются единомышленниками.


Результаты исследования и их психологический анализ
Результаты диагностики по всем пяти методикам оценивались по пятибальной шкале оценок. В сводной таблице (Приложение 7) представлены сырые баллы или проценты, а так же оценки от 1 до 5. Для изучения выраженности профессионально важных качеств пожарных-спасателей МЧС было проведено вычисление средних оценок (табл. 1). Таблица 1 Средни ...

Структурные особенности социального интеллекта
Способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком. Модель структуры интеллекта Г. Айзенка Ганс Юргенс Айзенк – психотерапевт Бетлемской королевской больницы в Лондоне – разработал общую кон ...

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. ...