Личность подчиненного как объект управления

Материалы » Предмет науки управления и основные этапы ее развития » Личность подчиненного как объект управления

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Главная сфера приложения сил психологии управления - исследование всей сложности проявлений участия личности в управленческих отношениях, управленческой деятельности.

Структура личности подчиненного. В структуре личности выделяют следующие составные части:

психические процессы как основной способ существования психического, его динамические моменты. Они разделяются на:

познавательные, позволяющие ориентироваться в окружающем мире (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение, речь, внимание);

эмоциональные, выражающие отношение к окружающему миру;

волевые, определяющие саморегуляцию деятельности;

психические состояния как характеристика психической активности людей в определенных условиях. По доминирующему влиянию на деятельность различают:

положительные состояния, то есть способствующие решению стоящих задач (готовность к деятельности, подъем, воодушевление и др.);

отрицательные состояния, то есть затрудняющие решение задач и вообще жизнь (боязнь, сомнения, печаль, раздраженность и др.);

психические образования как продукты психической активности человека. Ведущими психическими образованиями принято считать знания, умения, навыки, опыт;

психические свойства как самое важное в человеке, его системное качество. Выделяют следующие психические свойства:

самосознание, то есть осознание человеком самого себя и своего места в этом мире ("Что такое "Я"?");

направленность, то есть совокупность устойчивых мотивов, целей, потребностей, идеалов, установок, убеждений ("Чего хочет человек? К чему он стремится?");

способности, то есть особенности человека, позволяющие ему успешно справляться с тем или иным видом деятельности ("Что может человек?");

характер, то есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, проявляющихся в общении, поведении, деятельности ("Как человек относится к себе, к окружающим и к делу?");

темперамент, то есть природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики, протекания психических процессов ("Как человек проявляет себя в поведении и деятельности?").

Учет индивидуальности каждого сотрудника, знание его темперамента, сильных и слабых сторон составляет важный резерв повышения вклада подчиненных. Изучение своих подчиненных требует серьезных затрат времени, но выигрыш, получаемый при этом, весомее совершенных затрат.


Общение и проблемы межличностного восприятия в управленческой деятельности
Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий: восприятие, познание и понимание партнеров по общению (перцептивная сторона общения); обмен информацией (коммуникативная сторона общения); выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторон ...

Вне подкрепления
Какие факторы позволяют людям учиться? Современные теоретики научения делают акцент на подкреплении как на необходимом условии для изменений поведения. Скиннер, например, утверждал, что внешнее подкрепление обязательно для научения. А Бандура, хотя и признает важность внешнего подкрепления, не рассматривает его как единственный способ, ...

Психологический анализ конфликтной ситуации в классном коллективе
Конфликты среди учеников происходят довольно часто и, по мнению учителей ''являются обычным делом для школы". Наверно основные поводы конфликтов между учениками - зависть, грубость, хамство, жестокость, озлобленность, агрессивность. Наиболее часто конфликты происходят в 8-9 классах в так называемый переходный возраст. Конфликты ме ...