Методики исследования психологического климата в школьном коллективе
Страница 2

Материалы » Психологический климат » Методики исследования психологического климата в школьном коллективе

Однако возможна и более простая оценка - через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной тем же А. Н. Лутошкиным методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение (возможности “цветовых тестов” очень велики, и все здесь невозможно раскрыть). При этом используются следующие цвета: красный - восторженное настроение; оранжевый - радостное; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное, уравновешенное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - уныние, полное разочарование, упадок сил.

4. Исследование влияния психологических характеристик учителя на состояние класса с помощью цвето-социометрического теста.

Немаловажным фактором, влияющим на психологический климат класса, является личность классного руководителя. Для данного вида исследования применяют цвето-социометрический тест (ЦСМ), основанный на естественной способности ребенка соотносить эмоциональные обертоны восприятия с цветами теста М.Люшера. В ходе исследования происходит взаимная оценка учениками друг друга с помощью цветов теста Люшера по алгоритму ЦТО А.Эткинда, классный руководитель участвует в обследовании на равных с учениками.

Так как провести данное исследование мне не представилось возможным, я изучила статистику, приведенную в периодической литературе по психологии и педагогике по данному вопросу. Статистика свидетельствует:

Совпадение между взаимными оценками учеников и оценкой их классным руководителем (это индикатор эмоциональной референтности учителя) возрастает от первого к третьему классу, где оно наивысшее. Но в пятом классе наблюдается резкое падение уровня взаимной согласованности оценок. Увеличение совпадений с оценками их учителем в последствии происходит медленно, и в 11-м классе снова уменьшаются. Нижеследующие закономерности выявлены на протяжении всех лет обучения в школе (1 - 11 классы).

Высокая референтность классного руководителя относительно эмоциональной взаимооценки учеников положительно коррелирует (p < .01) с понижением внутренней напряженности и эмоциональной неустойчивости учеников, повышением их настроения, повышением оценки мамы, повышением сходства во взаимных оценках. В то же время высокая личностная напряженность самого классного руководителя связана с повышением этого же показателя у учеников класса, как и с понижением их потребности в активности (признаками утомления?). Взаимосвязаны также удовлетворенность классного руководителя классом и высота его оценки со стороны учеников. Менее устойчиво (p < .05) недоброжелательность учителя связана с повышением внутренней напряженности учеников и привлекательностью для них школы. Эмоциональная привлекательность классного руководителя падает параллельно с понижением взаимной удовлетворенности среди самих учеников, снижением привлекательности школы, класса и лучшего друга (p < .01).

Все говорит о том, что в течение первых трех лет обучения главным стабилизирующим фактором во взаимоотношениях детей являются отношения с классным руководителем. Начиная с пятого класса общение с учителем не играет такой роли. Результаты исследования свидетельствуют о том, что включенность классного руководителя в общение значительно повышает настроение и сходство во взаимных оценках, - точно так же, как усиление когнитивного компонента в оценках, обращение внимания на объективные характеристики личности учеников усиливает сходный показатель у самих учеников, дифференцированность их взаимных оценок и их взаимное сходство, снижает их потребность в автономии, увеличивает дифференцированность их оценок класса в целом.

Следует также указать, что эмоционально включенный и психологически чуткий учитель (классный руководитель) способен значимо улучшить эмоциональный климат в классе и повысить взаимную удовлетворенность учеников друг другом [16:стр.336-337].

Страницы: 1 2 


Результаты и их обсуждение
В данной главе я хочу предоставить результаты проведенного эмпирического исследования и перейти к непосредственному обсуждению выявленных особенностей взаимосвязи агрессивности и типа акцентуаций с ценностными ориентациями у подростков. После проведения испытания испытуемым были представлены результаты обработки. Каждому зачитывался ре ...

Творческое «Я»
Концепция творческого «Я» является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Имен ...

«Мужские» типы развития личности
Исследованиями выявлена взаимосвязь личностных черт раннего возраста с характеристиками более позднего периода жизни человека. Например, у мужчин самыми устойчивыми оказались такие черты, как интеллектуальные интересы, изменчивость настроений, готовность примириться с неудачей, высокий уровень притязаний, а у женщин - настойчивость, эст ...