Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив
Страница 7

Материалы » Психологический климат » Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив

Вместе с тем она формируется в процессе взаимодействия школьников и ее носителями являются подростки. Поэтому как психологию личности нельзя понять вне социально-психологических явлений, так и подростковую психологию нельзя понять вне личности школьника. Личности, составляющие класс как социальную группу, неодинаковы по содержанию и форме проявления своего сознания. Одни стоят в авангарде коллектива, другие составляют (по выражению А.С. Макаренко) здоровый пассив, а третьи плетутся в хвосте группы. Вот почему нельзя психологию группы отождествить с психологией отдельных индивидуумов, коллективную психологию представлять как простую сумму психики индивидуумов.

Очевидно, что общественное мнение и волю определяют прежде всего личности, задающие тон в жизни коллектива, т. е. наиболее активные и авторитетные, составляющие микрогруппы. Но из этого положения нельзя заключить, что психология микрогруппы совпадает с психологией коллектива в целом. Дело в том, что другие микрогруппы в какой-то мере корригируют своим влиянием стремления и волю авангарда. Вследствие этого результаты деятельности всего коллектива не достигают того уровня, который был бы возможен при однородности социальной группы, коллектива.

Нужно помнить и о том, что коллектив, его духовная жизнь динамичны и изменчивы, а отсюда и структура коллектива, и роль отдельных личностей в нем меняются [2].

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Динамика конфликта
Общество, как и отдельный человек, находится в постоянном развитии. Одним из способов этого развития является конфликт, представляющий собой процесс, состоящий из определенных этапов. Динамика конфликта — это и есть процесс его изменения. Всякий конфликт в собственном смысле слова может быть представлен тремя этапами: 1) начало, 2) ра ...

Психодиагностическое исследование гендерных различий переживания кризиса середины жизни. Подбор и разработка психодиагностических методик для исследования гендерных различий переживания кризиса сере
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют гендерные различия переживания кризиса середины жизни. Цель исследования: выявить гендерные различия переживания кризиса середины жизни. На основании выводов из первой главы мы определили следующие задачи практического исследования: 1. Провести диагностику деп ...

Описание методик исследования[1]
1) Методика PARI, Parental Attitude Research Instrument (вербальный тест). Методика предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы: американские психологи Е.С.Шефери Р.К.Белл, методика адаптирована Т.В.Нещерет. Шкалы: отношение родителей к семейной роли, о ...