Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив
Страница 6

Материалы » Психологический климат » Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив

Этот пример даёт также возможность убедиться в высокой эффективности такого метода воспитания, как пример. В данном случае педагог опирался на пример жизни и деятельности знаменитого писателя, путь которого оказался близким и понятным колонистам. Это позволило перейти от внешних педагогических воздействий к внутренней духовной работе самих воспитанников по выработке смысложизненных ориентации. С позиций ценностно-отношенческого подхода можно говорить о том, что Макаренко удалось изменить отношение горьковцев не только к самим себе, но и к другим людям путём настойчивого формирования ценности человеческой личности, самопреодоления, созидательного труда, достойной жизни, заботы о других («Триста твоих братьев пропадает, таких же Максимов Горьких, как и ты!»), что определило изменение «стиля, тона».

Вывод педагога в отношении стиля очень важен: «Стиль - самая нежная и скоропортящаяся штука. За ним нужно ухаживать, ежедневно следить, он требует такой же придирчивой заботы, как цветник. Стиль создаётся очень медленно, потому что он немыслим без накопления традиций, то есть положений и привычек, принимаемых уже не чистым сознанием, а сознательным уважением к опыту старших поколений, к великому авторитету целого коллектива, живущего во времени. Неудача многих детских учреждений происходила оттого, что у них не вырабатывался стиль и не сложились привычки и традиции»[12:С.389].

И здесь особенно важен вопрос о личности педагога как носителя системы ценностных отношений. Успехи детских объединений, руководимых А.С. Макаренко, во многом обусловлены теми ценностями, которые исповедовал Антон Семёнович. «Привнести ценность» в жизнь детского коллектива может только тот педагог, который сам исповедует высочайшие ценности, выработанные культурой. В этом отношении личность А.С. Макаренко не может не вызывать уважения и почитания. Преданность своей стране, ответственность за выполняемое дело, высокий профессионализм, уважительное и заботливое отношение к юному человеку, ощущение собственного достоинства освещает каждый поступок педагога.

Идеи А.С. Макаренко относительно стиля и тона детского объединения неразрывно связаны с главными положениями разработанной им теории коллектива. С точки зрения теории коллектива, в полной мере благоприятный для развития ребёнка психологический климат может быть установлен лишь в группе, достигшей высшего этапа своего развития, то есть группе-коллективе.

Общественное развитие последних десятилетий в нашей стране привели к пересмотру положений теории коллектива, размышлениям о границах применения этой теории в современной практике воспитания, призывам «демакаренкизировать» отечественное воспитание. Справедливым представляется суждение Б.Т. Лихачёва о том, что «коллектив не есть порождение той или иной социально-экономической формации, а представляет собой явление нормального совокупного человеческого сообщества и, как форма делового и товарищеского взаимодействия, является социальным достижением цивилизации» [10]. При таком понимании коллектив с полным правом можно считать универсальной формой педагогического процесса, а социально-психологический климат детского объединения рассматривать как важнейшее условие полноценного развития личности.

Жизнь и деятельность в школьном коллективе требует постоянного взаимодействия и общения, в процессе которого школьники взаимно познают и взаимно влияют друг на друга, в процессе которого формируется общность взглядов и оценок.

Подобно тому, как объединение людей не есть простая сумма индивидуальностей, так и психология класса не есть среднее арифметическое индивидуальных сознаний. Подростковая психология как явление имеет свои качественные особенности и свои внутренние закономерности развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Косвенное подкрепление
Очевидно, что люди могут получить пользу от наблюдения успехов и поражений других так же, как из своего непосредственного опыта. чтобы улыбнуться и поболтать с посетителем. Наблюдаемые или косвенные последствия (наказания и поощрения), подкрепляющие действия других, часто играют значительную роль в регуляции нашего поведения. Это означа ...

Сущность познавательных процессов и функции
Все познавательные процессы условно можно разделить на: - ощущение - восприятие - мышление - внимание - память - воображение - речь Ощущение. Ощущение - отражение (самое простое) свой ств пр едметов при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Наше поведен ...

Эрик Эриксон
Основной вклад Эриксона в изучение личности заключается в том, что, наряду с фрейдовскими стадиями психосексуального развития, он, во-первых, показал, как человек одновременно проходит стадии психосоциального развития и стадии развития эго, и, во-вторых, доказал, что развитие личности продолжается всю жизнь и что каждая стадия развития ...