Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив
Страница 5

Материалы » Психологический климат » Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив

«Я задумался над путями нашей колонии. В полный рост встал перед моими глазами какой-то грозный кризис, и угрожали полететь куда-то в пропасть несомненные для меня ценности, ценности живые, живущие, созданные, как чудо, пятилетней работой коллектива . Я представил себе силу коллектива колонистов и вдруг понял, в чём дело: ну, конечно, как я мог так долго думать! Всё дело в остановке. Не может быть допущена остановка в жизни коллектива . Да, мы почти два года стоим на месте: те же поля, те же цветники, та же столярная и тот же ежегодный круг .

- Милый, дорогой, родненький Наркомпрос! Нам здесь тесно и всё сделано. Мы запсихуем здесь через полгода. Дайте нам что-нибудь большое, чтобы голова закружилась от работы. У вас же много всего!

- А почему бы вам не взять Куряж? Этот Дуряж - это ужас какой-то! Подумайте, под самой столицей такое бандитское гнездо. Вы же слышали. На дороге грабят! На восемнадцать тысяч рублей раскрали только в самой колонии - за четыре месяца .

.Что могло привлекать нас в Куряже? Во имя каких ценностей нужно покинуть нашу украшенную цветами и Коломаком жизнь, наши паркетные полы, нами восстановленное имение? .В день приезда горьковцев в Куряж очень удачно был разрешён вопрос о сознании. Куряжская толпа была в течение одного дня приведена к уверенности, что приехавшие отряды привезли ей лучшую жизнь, что к куряжанам прибыли люди с опытом и помощью, что нужно идти дальше с этими людьми. Здесь решающими не были даже соображения выгоды, здесь происходило, конечно, коллективное внушение, здесь решали не расчёты, а глаза, уши, голоса и смех . Но я приобрёл на свою сторону только сознание, а этого было страшно мало . Я должен отметить один исключительный вечер, сделавшийся почему-то переломным в трудовом усилии куряжан . Новые колонисты не знали, кто такой Горький. Я рассказал ребятам о жизни и творчестве Горького, рассказал подробно. Несколько старших ребят прочитали отрывки из «Детства». Новые колонисты слушали меня, широко открыв глаза. Они не представляли себе, что в мире возможна такая жизнь. Они не задавали мне вопросов и не волновались до той минуты, пока Лапоть не принёс папку с письмами Горького . Все письма были прочитаны на собрании . На другой день я их не узнал. Отдуваясь, кряхтя, вертя головами, они честно, хотя и с великим трудом, пересиливали извечную человеческую лень. Они увидели перед собой самую радостную перспективу: ценность человеческой личности».

Этот пример из знаменитой книги даёт ответы на многие вопросы и показывает значение педагогических находок А.С. Макаренко для дальнейшего развития теории воспитания. Он свидетельствует о том, что психологический климат можно изменить при помощи педагогического влияния. Как свидетельствует В.В. Кумарин, «не прошло и полутора лет, как «третий сорт» (классификация колонистов) в полном составе (300 человек!) перешёл во «вторую категорию», а ещё через пару месяцев, ведомый престижно воспитанными, элитными полтавскими «десантниками» (130 человек!) . с шиком принимал дорогих гостей .» Попав в новую систему ценностных отношений, которую «привезли» с собою полтавские «десантники», куряжане оказались пленёнными новыми, неведомыми им прежде ценностями. Смена была настолько резкой, что напоминала ценностный взрыв. Таким образом, суть влияния заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на ценностную сферу членов группы, привнесение ценности в жизнь группы. Внимание А.С. Макаренко к тем ценностным отношениям, которые формируются у воспитанников (что они любят? что для них свято? в чём они видят смысл своего существования? ценностью или средством для них служит другой человек? как они относятся к труду, образованию?) и постоянная работа по обогащению мира ценностей членов группы и группы как совокупного субъекта позволили решительным образом изменить характер климата в колонии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Память. Ее виды, функции и методы развития
Биологическая память Различают три вида биологической памяти: генетическую, иммунологическую и нейрологическую (нервную) память. Чтобы жить, органическая система должна постоянно себя воспроизводить, иначе говоря, помнить своё строение и функции– генетическая память. Носителями генетической памяти являются нуклеиновые кислоты (ДНК, РН ...

Психологический анализ преступного поведения при различных формах вины
Своеобразие индивидуального преступного поведения состоит в том, что наряду с факторами внешней среды, а именно причинами и условиями, его обусловливают и внутренние факторы, в частности форма вины, мотивы и цели. Факторы внешей среды становятся побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности. Для более четкого ус ...

Принципы подбора кадров
Подбор персонала на работу является рядом действий, предпринимаемых для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Процесс приема на работу состоит в сопоставлении требований, предъявляемых работодателем, и квалификации кандидата. Если требования, предъявляемые организаци ...