Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив
Страница 5

Материалы » Психологический климат » Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив

«Я задумался над путями нашей колонии. В полный рост встал перед моими глазами какой-то грозный кризис, и угрожали полететь куда-то в пропасть несомненные для меня ценности, ценности живые, живущие, созданные, как чудо, пятилетней работой коллектива . Я представил себе силу коллектива колонистов и вдруг понял, в чём дело: ну, конечно, как я мог так долго думать! Всё дело в остановке. Не может быть допущена остановка в жизни коллектива . Да, мы почти два года стоим на месте: те же поля, те же цветники, та же столярная и тот же ежегодный круг .

- Милый, дорогой, родненький Наркомпрос! Нам здесь тесно и всё сделано. Мы запсихуем здесь через полгода. Дайте нам что-нибудь большое, чтобы голова закружилась от работы. У вас же много всего!

- А почему бы вам не взять Куряж? Этот Дуряж - это ужас какой-то! Подумайте, под самой столицей такое бандитское гнездо. Вы же слышали. На дороге грабят! На восемнадцать тысяч рублей раскрали только в самой колонии - за четыре месяца .

.Что могло привлекать нас в Куряже? Во имя каких ценностей нужно покинуть нашу украшенную цветами и Коломаком жизнь, наши паркетные полы, нами восстановленное имение? .В день приезда горьковцев в Куряж очень удачно был разрешён вопрос о сознании. Куряжская толпа была в течение одного дня приведена к уверенности, что приехавшие отряды привезли ей лучшую жизнь, что к куряжанам прибыли люди с опытом и помощью, что нужно идти дальше с этими людьми. Здесь решающими не были даже соображения выгоды, здесь происходило, конечно, коллективное внушение, здесь решали не расчёты, а глаза, уши, голоса и смех . Но я приобрёл на свою сторону только сознание, а этого было страшно мало . Я должен отметить один исключительный вечер, сделавшийся почему-то переломным в трудовом усилии куряжан . Новые колонисты не знали, кто такой Горький. Я рассказал ребятам о жизни и творчестве Горького, рассказал подробно. Несколько старших ребят прочитали отрывки из «Детства». Новые колонисты слушали меня, широко открыв глаза. Они не представляли себе, что в мире возможна такая жизнь. Они не задавали мне вопросов и не волновались до той минуты, пока Лапоть не принёс папку с письмами Горького . Все письма были прочитаны на собрании . На другой день я их не узнал. Отдуваясь, кряхтя, вертя головами, они честно, хотя и с великим трудом, пересиливали извечную человеческую лень. Они увидели перед собой самую радостную перспективу: ценность человеческой личности».

Этот пример из знаменитой книги даёт ответы на многие вопросы и показывает значение педагогических находок А.С. Макаренко для дальнейшего развития теории воспитания. Он свидетельствует о том, что психологический климат можно изменить при помощи педагогического влияния. Как свидетельствует В.В. Кумарин, «не прошло и полутора лет, как «третий сорт» (классификация колонистов) в полном составе (300 человек!) перешёл во «вторую категорию», а ещё через пару месяцев, ведомый престижно воспитанными, элитными полтавскими «десантниками» (130 человек!) . с шиком принимал дорогих гостей .» Попав в новую систему ценностных отношений, которую «привезли» с собою полтавские «десантники», куряжане оказались пленёнными новыми, неведомыми им прежде ценностями. Смена была настолько резкой, что напоминала ценностный взрыв. Таким образом, суть влияния заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на ценностную сферу членов группы, привнесение ценности в жизнь группы. Внимание А.С. Макаренко к тем ценностным отношениям, которые формируются у воспитанников (что они любят? что для них свято? в чём они видят смысл своего существования? ценностью или средством для них служит другой человек? как они относятся к труду, образованию?) и постоянная работа по обогащению мира ценностей членов группы и группы как совокупного субъекта позволили решительным образом изменить характер климата в колонии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Раннее детство (1-3 года).
В возрасте полутора лет наряду с такими побудителями, как предмет или родители возникают и внутренние психические побудители – представления и образы воображения (цели), вызывающие стремление ребенка к достижению внешнего стимула (например, игрушки) даже тогда, когда этот стимул исчезает из непосредственного поля восприятия (прячется вз ...

“Мотивация успеха и боязнь неудачи” (А.А. Реан).
Как показали результаты исследования преобладающей является мотивация достижения успеха. Однако ярко представлен и невыраженный мотивационный полюс (около 50% во всех возрастах). Очевидно и то, что в раннем подростковом и раннем юношеском возрастах мотивация избегания неудачи проявляет себя более заметно, нежели в другие возрастные пери ...

Описание методик исследования
Тест «смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (СЖО). Тест позволяет выявить некоторые жизненные позиции испытуемых, которые условно можно разделить на 5 групп. · Цели в жизни; · Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; · Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией; · Локус контроля – Я (Я ...