Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив
Страница 4

Материалы » Психологический климат » Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив

Возникает и такой вопрос: «С чего нужно начинать работу по налаживанию (или исправлению) климата в классе? Поддаётся ли психологический климат коррекции?»

Если педагог заботится о том, чтобы на каждом его занятии ученики погружались в атмосферу уважения другого человека (средства подчёркнутого уважения личности: обращение по имени, соблюдение этикета, недопущение унижения достоинства человека, публичное признание достоинств учеников, психологическая поддержка, снятие страха: «Ничего страшного, если в первый раз не получится», авансирование успеха: «Вы умные и эрудированные, поэтому непременно найдёте интересные решения проблемы» и др.), атмосферу радости от успешного напряжённого труда, то подобная атмосфера не замедлит отразиться на характере климата в классе.

Аналогичным образом часто возобновляемая атмосфера униженности, попрания человеческого достоинства, цинизма, зависти накладывает отпечаток на климат в группе.

Классный руководитель просит ученика подать дневник, чтобы сделать запись-замечание. Ученик отвечает, что забыл дневник дома. На глазах поражённых учеников учительница открывает портфель и достаёт дневник. Все молчат. При следующей встрече, объявляя о родительском собрании, эта учительница говорит, явно злорадствуя: «Скажите родителям, чтобы ремни приготовили и на крючки их повесили». На лицах детей появляются недобрые ухмылки. В программу очередного конкурса этот педагог включает конкурсы, как будто специально предназначенные для унижения человеческого достоинства (например, съесть пирожное без помощи рук). И вот наступает время, когда педагоги, родители, студенты (на практике) видят класс, для которого постоянным спутником становится агрессивность, прорывающаяся не только в обидных и оскорбительных кличках, но и потасовках, драках, высмеивании друг друга; нормой становится привычка брать чужие вещи без разрешения, радость от оплошности, плохого ответа, двойки кого-то из учеников и др.

Разумеется, ученики во многом сами ответственны за характер отношений, который устанавливается в группе, но роль учителя при любых обстоятельствах остаётся определяющей.

Опыт А.С. Макаренко даёт многочисленные подтверждения того, что верен найденный психологами механизм формирования климата в группе. «Сложный воспитательный процесс в хорошо организованном коллективе происходит без специальных усилий в порядке постоянного наслаивания мельчайших и тонко нюансированных впечатлений, поступков и отношений» [11 :C.268].

Многократно встречается в работах А.С. Макаренко указание на заботу о тоне и стиле каждого дня, каждого поступка. «Чуть уменьшил требования - нет тона, нет стиля . Серьёзные требования надо предъявлять ко всякому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к карандашу. Объеденный карандаш - что это такое? Что такое заржавевшее перо, которое не пишет, и т.д. Ко всем педагогическим устремлениям, которые, у вас есть, прибавьте миллиарды этих мелочей» [14:С.309]. Ежеминутно проявляемые отношения определяют атмосферу дня, а возобновляемые снова и снова определяют климат в классе.

Каждый знает, как трудно уследить за «миллиардом мелочей», но они есть не что иное, как проявленные отношения. Совокупность отношений, в свою очередь, определяет социально-психологический климат группы.

Особый интерес вызывают суждения А.С. Макаренко по поводу причин «утраты стиля» и способов изменения такого положения. Примечательна в этом отношении хрестоматийная история с завоеванием Куряжа, описанная в «Педагогической поэме». Климат в Куряже сам Макаренко обозначил как «тупое безразличие». Обращусь к выдержкам из текста, которые, как я считаю, дают возможность проследить за развитием психологического климата в детском объединении, кризисе и путях его преодоления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7